ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т.3 №4
Пермское учительство в условиях чередования политических режимов периода революц...
ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т.3 №4

Пермское учительство в условиях чередования политических режимов периода революции и Гражданской войны (1917–1919 гг.)

Авторы:
Кальсина А. А.
DOI:
Полный текст:
В статье рассматривается участие пермского учительства в событиях революционного времени и Гражданской войны. Показано, как в условиях чередования политических режимов на территории Пермской губернии с февраля 1917 г. по июль 1919 г. происходила трансформация социально-политических взглядов и общественных инициатив педагогической интеллигенции. Деятельность Пермского учительского союза представлена как реализация идей новой профессиональной организации учительства. Различные аспекты взаимодействия власти и учительской интеллигенции даны на фоне процессов реформирования школьного образования в сложный период постоянной смены политической власти.
Кальсина Алла Алексеевна
Кандидат исторических наук, доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Пермь, Россия
kalsina.alla@mail.ru
Беленчук В.В., Захаров Н.Н., Колбас В.С. Небюджетная система образования в Прикамье. – Пермь: Центр непрерывного гуманитарного образования, 2004. – 176 с.
Богуславский М.В. Драма взаимной нетерпимости // Свободная мысль. – 1992. – № 8. – С. 55–59.
Весловский Ю.А. Школа и политика (продолжение) // Народная свобода. – 1917. – № 85. – С. 4.
Войнов В.М. Интеллигенция Урала в годы революции и Гражданской войны (март 1917–1920): автореф. дис. … канд. ист. наук. – Институт истории и археологии УрО АН СССР, 1992. – 21с.
Губскова Г.Г. Власти и образование на Южном Урале накануне, в период революции 1917 г. и Гражданской войны: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Оренбургский государст-венный университет, 2003. – 19 с.
Доклад комиссии по реформе школьного управления. – Пермь: [б.и.], 1917. – С. 3–5.
Елтышева Л.Ю. «Полезны завсегда, полезны нам науки» (Из истории развития народно-го образования г. Кунгура XVIII – началa ХХ вв.). – Кунгур: Краеведческий музей г. Кунгу-ра, 2004. – 90 с.
Игошев Б.М. и др. Очерки истории педагогического образования в Екатеринбурге (1871–1930). – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011. – 133 с.
Игошев Б.М., Попов М.В., Суворов М.В. Рождение и первый выпуск Екатеринбургского учительского института // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. – С.16–21. Избрание директора педагогического института. Хроника народного образования // Свободная трудовая школа. – 1919. – № 3. – С. 21.
Кальсина А.А. Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале (1917–1931 гг.): дис. … канд. ист. наук. – Институт истории и археологии УрО РАН, 2009. – 270 с.
Константинов Н.А. Очерки истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г.). – Москва: ГУПИ Министерства просвеще-ния РСФСР, 1947. – 472 с.
Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1917–1920 гг. – Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1958. – 489 с.
Кочурина С.А. Учительские институты Западной Сибири и их роль в подготовке педагогических кадров (1902–1929): автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Томский государственный университет, 2005. – 21 с.
Кузнецов М.М. Школьная жизнь. Ставки и ассигнования Министерства народного просвещения // Свободная Пермь. – 1919. – № 28. – С. 3.
Несслер Н.А. Товарищам-учащим низших учебных заведений Пермской губернии // Вестник Пермского края. – 1917. – № 32. – 23 апреля. – С. 4.
Новые оклады в учебных заведениях. Хроника // Сибирские стрелки. – 1919. – № 23. – С. 3.
О выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей // Народное просвещение. – 1919. – № 4–5. – С. 23.
Паинов С.А. К приезду в Пермь Помощника Уполномоченного Министра Народного Просвещения М.Н. Хитрина (Вопросы школьной жизни) // Освобождение России. – 1919. – 14 февраля. – С. 3.
Постановление Государственной Комиссии по просвещению // Известия Пермского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. – 1918. – 26 февраля. – № 29. – С. 4.
Ключевые слова:
учительство, революция, реформа школы, Гражданская война, Пермский учительский союз
Для цитирования:
Кальсина А.А. Пермское учительство в условиях чередования политических режимов периода революции и Гражданской войны (1917–1919 гг.) // Historia Provinciae – Журнал региональной истории. – 2019. – Т. 3. – № 4. – С. 1094–1131. DOI: 10.23859/2587-8344-2019-3-4-1

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8344 (Online)