ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т.4 №1
Византийские Влахерны и Белоозеро: возможный пример сакральной топографии
ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т.4 №1

Византийские Влахерны и Белоозеро: возможный пример сакральной топографии

Авторы:
Силина О. В.
DOI:
10.23859/2587-8344-2020-4-1-1
Полный текст:
В статье рассматривается возможный пример сакральной топографии: перенос константинопольских Влахерн на Белоозеро. Автор проводит иконографические и тематические параллели, сюжетов фресок Дионисия в монастырском соборе Рождества Богородицы с почитаемыми образами влахернского комплекса. В рамках топографической концепции отмечается основополагающая, знаковая роль вотчинной монастырской церкви Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Силина Ольга Владимировна
Сотрудник отдела экскурсионно-методической работы,
Музей фресок Дионисия, филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
(с. Ферапонтово, Вологодская обл., Россия)
Silina.mfd@gmail.com
Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. – Петроград: Типография Я. Башмакова и Ко, 1917. – 179 с.
Баталов А.Л. Строительство Московского Успенского собора и самоидентификация Руси: К истории замысла митрополита Филиппа I // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева (1897–1976). – Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2002. – С. 353–361.
Бриллиантов И.И. Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный монастырь, место заточения Патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. С приложени-ем очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». – Санкт-Петербург: Типография А.П. Лопухина,1898; Репринт. – Москва: Северный паломник, 2001. – 246 с.
Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. – Москва: Наука, 1997. – 303 с.
Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков: в 2 т. Т. I. XII столетие. – Москва: АН СССР, 1961. – 582 с.
Высоцкий А.М. Церковь Богоматери Влахернской в Константинополе, ее отражения на Руси и византийско-русские архитектурные связи в домонгольскую эпоху // Византийский временник=ΒΥΖΑΝΤΙΝΑ ΧΡΟΝΙΚΑ. – 2005. – Т. 64 (89). – С. 211–224.
Ильин М.А. О наименовании Десятинной церкви // Советская археология. – 1965. – № 2. – С. 266–268.
Карабинов И. Постная Триодь: исторический обзор ее плана, состава, редакции и славянских переводов. – Санкт-Петербург: Типография В. Смирнова, 1910. – 306 с.
Лидов А.М. Церковь Богоматери Фаросской. Императорский храм-реликварий как константинопольский Гроб Господень // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства / Редактор М.А. Орлова. – Москва: Се-верный паломник, 2005. – С. 79–107.
Лихачев Д.С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования / Ответственный редактор Э.С. Смирнова. – Москва: Наука,1985. – С. 17–23.
Лопарев Х. Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году // Византийский временник=ΒΥΖΑΝΤΙΝΑ ΧΡΟΝΙΚΑ. – 1895. – Т. II. – Вып. 4. – С. 581–628.
Малкин М.Г. Некоторые элементы наружной росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря и их связи с интерьером // Ферапонтовский сборник. – Москва: ВНИИР. – 1985. – Вып. I. – С. 177–178.
Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / Редактор А.М. Лидов. – Москва: Индрик. 2009. – 912 с.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. – Санкт-Петербург: Акро-поль, 1995. – 336 с.
Попов Г.В. Церковь Ризоположения из села Бородава. – Москва: Северный паломник, 2006. – 64 с.
Попов Г.В. Московская икона 1485 года из села Бородавы (К изучению ведущего направления столичной живописи конца XV века) // Древнерусское искусство XV–XVI веков / Редактор В.Н. Сергеев. – Москва: Искусство, 1981. – С. 80–96.
Преображенский А.А. Положение ризы Богоматери // Иконы Владимира и Суздаля: каталог / Редактор Л.В. Нерсесян. – Москва: Северный паломник, 2008. – С. 271–273.
Силина О.В. «Дева днесь предстоит в церкви». Композиция «Покров Богородицы» в сте-нописи собора Ферапонтова монастыря // XXIII Научные чтения памяти И.П. Болотцевой, Ярославль, 16–18 марта 2018 г. / Редактор А.С. Преображенский. – Ярославль: Ярославский художественный музей, 2019. – С. 30–40.
Силина О. Фреска «Богоматерь „Воплощение“ с архангелами» в стенописи 1502 года со-борной церкви Ферапонтова монастыря // Сохранение памятников изобразительного искус-ства и культуры. Исследования и реставрация. Материалы III Международной научно-практической конференции: Санкт-Петербург, 16–19 ноября 2018 г. / Редактор Ю.Г. Бобров; Институт имени И.Е. Репина. – Санкт-Петербург: Чистый лист, 2019. – С. 263–269.
Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы богоро-дичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство: Балканы. Русь / Редакторы А.И. Ко-меч, О.Е. Этингоф. – Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1995. – С. 288–310.
Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. Жи-тие Андрея Юродивого // Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. – 1880. – Т. 20. – Ч. 4. – С. 149–184.
Турилов А.А. Забытое сочинение митрополита Саввы-Спиридона литовского периода его творчества // Славяне и их соседи. Вып. 7: Межконфессиональные связи в странах Централь-ной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV–XVII веках. – Москва: Наука, 1999. – С. 121–137.
Ульяновский В.И. Митрополит Киевский Спиридон: явные и скрытые повествования о себе в сочинениях 1475–1503 гг. // Труды отдела Древнерусской литературы Института рус-ской литературы (Пушкинский дом) РАН. Т. LVII. – Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2006. – 1002 c.
Федотова М.А. Вступление к «Слово Похвальное Покрову Пресвятой Богородицы» // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. – URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=9898 (дата обращения – 31.08. 2017).
Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. – Москва: Индрик, 2005. – 536 с.
Этингоф О.Э. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. – Москва: Прогресс-Традиция, 2000. – 312 с.
Cameron A. Continuity and Change in Sixth-century Byzantium. – London: Variorum Reprints, 1981. – 338 p.
Janin R. Constantinople byzantine: Développement urbain et repertoire topographique. – Paris: Institut Fran ais d'Etudes Byzantines, 1964. – 542 p.
Janin R. La Géographie ecclésiastigue de I’Empire byzantin. Premiѐre partie: Le siѐge de Con-stantinople et le patriarcat oecuménique. T. 3: Les églises et les monastѐres. – Paris: Institut Fran ais d'Etudes Byzantines, 1969. – 605 p.
Zervou Tognazzi I. L’Iconografia e la «Vita» delle miracolose icone della Theotokos Brefokratoussa: Blachernitissa e Odighitria // Bolletino della Badia Greca di Grottaferrata. – 1986. – Vol. 40. – P. 215–287.
Ключевые слова:
фрески Дионисия, константинопольские Влахерны, Положение ризы Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, акафист, сакральная топография
Для цитирования:
Силина О.В. Византийские Влахерны и Белоозеро: возможный при-мер сакральной топографии // Historia Provinciae – Журнал региональной истории. – 2020. – Т. 4. – № 1. – С. 16–43. DOI: 10.23859/2587-8344-2020-4-1-1

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8344 (Online)