ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т. 5 №1
С.И. Мамонтов и В.А. Теляковский – два поля притяжения в судьбе Ф.И. Шаляпина и ...
ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т. 5 №1

С.И. Мамонтов и В.А. Теляковский – два поля притяжения в судьбе Ф.И. Шаляпина и русского оперного театра

Авторы:
Вахмистрова С. И.
DOI:
Полный текст:
В статье на содержательном историческом материале исследуются параллели творческих судеб великих строителей русского оперного искусства конца XIX – начала XX века: Ф.И. Шаляпина, С.И. Мамонтова и В.А. Теляковского. В центре творческого кипения, характеризующегося бурным развитием новаторской режиссуры, вокального и оформительского театрального искусства, находились выдающиеся организаторы театрального дела – С.И. Мамонтов и В.А. Теляковский. Будучи представителями разных социальных слоев – купечества и высшего дворянства – они как будто притягивали к себе яркие таланты, открывая им путь на сцену частной и государственной оперы соответственно. Расцвет оперного творчества обусловил новый уровень развития исполнительского мастерства. В это время начинается сценическая деятельность Ф.И. Шаляпина и ряда других выдающихся представителей отечественной оперы. В 1896 году создается Частная опера С.И. Мамонтова, сыгравшая значительную роль в развитии русского оперного искусства. Репертуар этого театра составляли произведения Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина. Впервые на русской сцене были осуществлены новаторские подходы к оперному спектаклю как живому синтетическому явлению с единой постановочно-живописной концепцией. Частная опера С.И. Мамонтова использовала в своей деятельности принципы реализма, которые соответствовали духу исполняемых произведений. Вместе с тем, этот этап развития российской оперы разворачивается на фоне сложных социальных отношений, обостривших множество противоречий как в жизни общества в целом, с его дифференциацией на столичную жизнь и жизнь в провинции, так и на театральных подмостках с их специфическими, очень подвижными межличностными коммуникациями. В центре внимания статьи – творческая судьба трех выдающихся реформаторов русского оперного театра, С.И. Мамонтова, Ф.И. Шаляпина и В.А. Теляковского. Каждый их них внес неоценимый вклад в развитие русского оперного искусства. В статье с позиций историко-культурологического подхода исследуются непростые взаимоотношения крупного русского мецената и театрального режиссёра С.И. Мамонтова, гибкого администратора В.А. Теляковского и выдающегося оперного певца Ф.И. Шаляпина, их влияние на формирование личности оперного исполнителя и на развитие оперного искусства в России в целом. Приводятся многочисленные документальные свидетельства особенностей их взаимоотношений, которые определяли в конечном счете и вектор развития русского оперного театра.
Вахмистрова Светлана Ивановна
Кандидат исторических наук, доцент
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия
https://orcid.org/0000-0003-4649-4213
ven_sv@mal.ru
Асафьев Б.В. Об опере: Избранные статьи. – Ленинград: Музыка, 1976. – 336 с.
Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. – Ленинград; Москва: Искусство, 1966. – 243 с.
Боголюбов Н.Н. Теляковский // Театр и искусство. – 1917. – № 24. – С. 415–416.
Боханов А.Н. Савва Мамонтов // Вопросы истории. – 1990. – № 11. – С. 48–67.
Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. – 2-е изд., испр. – Санкт-Петербург: Планета музыки; Лань, 2011. – 320 с.
Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / составитель Н.А. Ярославцева. – Москва: Искусство, 1987. – 496 с.
Волков С.М. Большой театр. Культура и политика. Новая история. – Москва: АСТ, 2018. – 556 с.
Волконский С.М. Искусство и служба. О В.А. Теляковском // Последние новости. – 1926. – 25 сентября. – № 2012.
Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX–XX веков и Шаляпин. 1890–1904. – Ленинград: Музыка, 1974. – 264 с. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века: в 3 т. – Ленинград: Музыка, 1969–1973.
Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций 1905–1917. – Ленинград: Музыка, 1975. – 367 с.
Гуськова И.Б. Мариус Петипа и Владимир Теляковский // Музыкальная жизнь. – 2018. – № 2. – С. 72–75.
Земляниченко М.А. “Old gentleman” Фредерикс и император Николай II. – Изд. 2-е, доп. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. – 224 с.
Киселева Е.Г. Московский художественный кружок. – Ленинград: Художник РСФСР, 1979. – 143 с.
Копшицер М.И. Савва Мамонтов. – Москва: Искусство, 1972. – 253 с. (Серия «Жизнь в искусстве».)
Кузнецов Н.И. С.И. Мамонтов – реформатор оперного искусства в России // Культурное наследие России. – 2016. – № 1. – С. 16–22.
Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. – Москва: Изд-во Академии художеств СССР, 1951. – 115 с.
Некрасов М.А. Савва Мамонтов. Молодые годы. – Москва: АИРО–XXI, 2018. – 272 c. (Серия «АИРО – Монография».)
Некрасов М.А., Дубинина Л.В. Мамонтовы. Начало династии. – Москва: АИРО–XXI, 2016. – 392 с. (Серия «АИРО – Монография».) Оссовский А.В. Музыкально-критические статьи. – Ленинград: Музыка, 1971. – 376 с.
Стасов В. В. Статьи о Шаляпине. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1952. – 22 с.
Стасов В.В. Избранные сочинения: в 3 т. – Москва: Искусство, 1952.
Теляковский В.А. Воспоминания. – Ленинград; Москва: Искусство, 1965. – 483 c. Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1898–1917: в 6 т. / под общей редакцией М.Г. Светаевой. – Москва: Артист. Режиссер. Театр, 1998–2017.
Теляковский В.А. Мой сослуживец Шаляпин. – Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2017. – 128 с.
Федор Иванович Шаляпин: в 3 т. / редактор-составитель Е.А. Грошева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Искусство, 1976–1979.
Ширяев А.В. Воспоминания. Статьи. Материалы / под редакцией Н. Зозулиной. – Санкт-Петербург: Академия русского балета им. А.Я.Вагановой, 2018. – 208 с.
Янковский М.О. Шаляпин и русская оперная культура. – Ленинград; Москва: Искусство, 1947. – 223 с.
Abraham G. Pskovityanka: The Original Version of Rimsky-Korsakov’s First Opera // The Musical Quarterly. – 1968. – Vol. 54. – № 1 (Jan.). – Р. 58–73.
Darsky J. Tsar Feodor: Chaliapin in America. – New York: Nova Science Publishers, 2012. – 336 р.
Fedor Chaliapin // The Slavonic and East European Review. – 1938. – Vol. 17. – № 49 (Jul.). – Р. 209–211.
Ключевые слова:
С.И. Мамонтов, Ф.И. Шаляпин, В.А. Теляковский, русский оперный театр, Частная опера, Мамонтовский художественный кружок, Императорские театры
Для цитирования:
Вахмистрова С.И. С.И. Мамонтов и В.А. Теляковский – два поля притяжения в судьбе Ф.И. Шаляпина и русского оперного театра // Historia provinciae – журнал региональной истории. – 2021. – Т. 5. – № 1. – С. 146–182. https://doi.org/10.23859/2587-8344-2021-5-1-4

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8344 (Online)