В статье на основе архивных дел акционерных компаний в сфере киноиндустрии, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), а также статистических сборников «Акционерно-паевые предприятия России (1912–1917 гг.)» и научной литературы проанализирована деятельность Акционерного общества А. Ханжонкова и его конкурентов в сфере киноиндустрии в начале ХХ века. Акционерное общество А. Ханжонкова, которое развилось постепенно из небольшой торгово-комиссионной конторы, поставлявшей на русский рынок фильмы и аппаратуру в основном европейских предприятий, стало ведущим предприятием на российском дореволюционном кинорынке. Общество стабильно получало прибыль, увеличивало основной и запасной капитал, а также ежегодно выплачивало акционерам дивиденды. Автор пришел к выводу, что именно Акционерное общество А. Ханжонкова в области производства и проката кинолент было наиболее успешным и эффективным среди отечественных кинофирм и составляло реальную конкуренцию филиалам ведущих иностранных компаний в сфере кинобизнеса в России, таким как «Гомон» и «Бр. Пате». Однако, оно не смогло в полной мере реализовать те возможности, которые появились после начала Первой мировой войны в связи с уходом с кинорынка ряда филиалов ведущих зарубежных фирм. Оставляя свое Общество акционерно-паевым предприятием, А. Ханжонков, по сути, сам тормозил его развитие, не выпуская акции для свободной продажи на бирже. Поэтому Общество постоянно испытывало недостаток в инвестициях. Это особенно сильно проявилось после Февральской революции 1917 г., когда в кинобизнес пришли новые фирмы, что значительно усилило конкуренцию на кинорынке. Попытка перенести деятельность фирмы в Крым, за счет строительства новой Ялтинской киностудии, не увенчалась успехом, прежде всего вследствие ухудшения общей политической и экономической ситуации в стране.
Акционерные, паевые и другие отчетные предприятия, подлежащие обложению государственным промысловым налогом по данным Департамента окладных сборов министерства финансов на 1 января 1908 г. / составитель П.П. Виткович. – Санкт-Петербург: [б.и.], 1908.
Акционерно-паевые предприятия России: составлено по официальным данным Министерства торговли и промышленности и Министерства финансов / под общей редакцией В.В. Лаврова. – Москва: М. Лавров, 1912–1917 гг.
Боханов А.Н. Деловая элита России. 1914 г. – Москва: ИРИ РАН, 1994. – 272 с.
Бр. Пате в Париже. Величайшее в мире производство: кинематографический отдел: аппараты и принадлежности / Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов. – Москва: Типография Гросман и Вендельштейн, 1914. – 83 с.
Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. – Москва: Аграф, 2007. – 496 с.
Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. – Москва: А.А. Можаев, 2005. – 432 с.
Дякин В.С. Германские капиталы в России. Электроиндустрия и электрический транспорт. – Ленинград: Наука, 1971. – 288 с.
Зоркая Н.М. На рубеже столетий: у истоков массового искусства в России 1900–1910. – Москва: Наука, 1976. – 303 с.
Ковалова А.О. Кинематограф в Петербурге. 1907–1917. Кинопроизводство и фильмография. – Санкт–Петербург: Скрипториум, 2012. – 384 с.
Коломаров Б.Н. Дореволюционная русская кинематография. – Ленинград: Общество учебной и научной кинематографии, 1938. – 11 с.
Летопись российского кино. 1863–1929 / составители В.Е. Вишневский, В.П. Михайлов и др. – Москва: Материк, 2004. – 698 с.
Лихачев Б.С. Кино в России (1896–1926 гг.): Материалы к истории русского кино. Часть 1 (1896–1913 гг.). – Ленинград: Academia, 1927. – 208 с.
Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. – Москва: Материк, 2003. – 280 с.
Озеров И.Х. На новый путь! К экономическому освобождению России. – Москва: М. Богуславский, 1915. – 336 с.
Первый городской кинотеатр в Череповце // 35media. – URL: https://35media.ru/news/2015/08/27/pervyj-gorodskoj-kinoteatr-v-cherepovtse-poyavilsya-105-let-nazad (дата обращения: 08.04.2021).
Программа № 333. Выпуск 16–19 марта 1914 года / Акционерное Общество «А. Ханжонков и Кº», Фабрика кинематографических картин. – Москва: Типография Русского товарищества, 1914. – 10 с.
Росоловская В. Русская кинематография в 1917 г. Материалы к истории. – Москва; Ленинград: Искусство, 1937. – 198 с.
Российская империя между реформами и революциями, 1906–1916: коллективная монография / под редакцией А.И. Миллера и К.А. Соловьева. – Москва: Квадрига, 2021. – 792 с.
Рынин Н.А. Кинематография. – Ленинград: Государственное издательствово, 1924. – 300 с.
Симонов Н.С. Развитие электроэнергетики Российской империи: предыстория ГОЭЛРО. – Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 с.
Телицын В.Л. Иван Христофорович Озеров. Жизненные испытания русского ученого // Вопросы истории. – 1999. – № 3. – С. 135–139.
Устюгова В.В. Прекрасная эпоха синематографа. 1896–1919: на материалах русской провинции: монография. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2015. – 410 с.
Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии / под научной редакцией В.Е. Вишневского. – Москва: Юрайт, 2020. – 182 с.
Чайковский В.В. Младенческие годы русского кино. – Москва; Ленинград: Теа-кино-печать, 1928. – 32 с.
Щетинина Г.И. Воспоминания. Мемуары профессора И.Х. Озерова // Вопросы истории. – 1997. – № 1. – С. 83–97; № 2. – С. 72–95.
Ключевые слова:
Акционерные предприятия, киноиндустрия, А. Ханжонков, «Гомон», «Бр. Пате», конкуренция, основной капитал, дивиденды
Для цитирования:
Бессолицын А.А. Акционерное общество А. Ханжонкова и его конкуренты в России // Historia provinciae – журнал региональной истории. – 2021. – Т. 5. – № 3. – С. 780–842. DOI: https://doi.org/10.23859/2587-8344-2021-5-3-4