ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т. 7 №2
История и реальность «китайской модели» развития высшего образования с точки зре...
ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т. 7 №2

История и реальность «китайской модели» развития высшего образования с точки зрения слияния университетов

Авторы:
Ли М., Цинь Б., Бай Я.
DOI:
Полный текст:
В данной статье авторами сделана попытка проследить историю и современное состояние «китайской модели» развития высшего образования в стране с точки зрения слияния университетов. Авторами определена основная линия истории развития высшего образования в Китае с 1952 г., зафиксирована «китайская модель» с национальной спецификой как ведущая логическая линия его изучения, на базе чего было проведено общее исследование; определены этапы в соответствии с логикой развития высшего образования в Китае: начальный этап, связанный с периодом поиска пути и самоопределения, этап адаптации и этап развития. В работе авторы рассматривают, анализируют и описывают исторические факты и процессы, имеющие отношение к реформе высшего образования в Китае на каждом этапе: формирование идей реформы, ее конкретное содержание, предыстория, внутренние и внешние факторы, влияющие на реформу, рост численности профессорско-преподавательского состава и усиление международного влияния. В исследовании представлены исторические факты и процессы, характерные для каждого этапа развития. В данной статье авторами обобщается историческое развитие системы высшего образования по «китайской модели»: анализируются предпосылки реформы в разные периоды с момента основания КНР, а также раскрывается ее конкретное содержание, эффективность и недостатки на разных этапах ее осуществления. Особое внимание уделяется тенденции слияния высших образовательных заведений в 1990-е гг. Обобщение указанных процессов, а также соответствующего опыта и извлеченных из него уроков создает почву для дальнейшего реформирования системы высшего образования в стране.
Ли Мэнлун
кандидат исторических наук, старший преподаватель
Цзилиньский университет, Чанчунь, Китай
https://orcid.org/0000-0003-3087-5417
limenglong@jlu.edu.cn
Цинь Бенчую
студент
Цзилиньский университет, Чанчунь, Китай
https://orcid.org/0000-0002-6421-2403
qbcy@jlu.edu.cn
Бай Яцзин
студент
Цзилиньский университет, Чанчунь, Китай
https://orcid.org/0000-0003-1652-7395
byj@jlu.edu.cn
Гохберг Л.М. и др. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/749756927.pdf (дата обращения: 17.03.2023). Таппасханова М.А. Федеральные университеты как новая форма организации высшего профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 2 (5). С. 119–126.
An X., Xiong X., Li Y. The development history and characteristics of Chinese higher education in the past 70 years // Contemporary Education and Culture. 2020. Vol. 6, № 12. Р. 75–80.
Chen G. The Effect of Russian Higher Education Reformation and its Inspiration to China // Journal of North China Institute of Water Conservancy and Hydropower. 2003. № 4. P. 32–35. https://doi.org/10.13790/j.cnki.issn1008-4444.2003.04.010
Chen L., Luo J. 60 Years of reforming China’s higher education administration system: review and considerations // Journal of National Academy of Education Administration. 2009. № 9. Р. 23–27.
Chengfeng H. Some Thoughts on the Merger of Universities // Jiangsu Higher Education. 2003. № 2. Р. 34–36.
Ji B. The Historical Change of China's Higher Education Management System // China Higher Education. 2000. № 11. Р. 3–8.
Li Q. Review of the restructuring of higher education faculties in China in the early period of the founding of the nation // Party Literature. 2002. № 6. Р. 71–77.
Li Y. A review and reflection on learning from the Soviet educational experience in the early period of the founding of the People’s Republic of China // Proceedings in commemoration of the 20th anniversary of the foundation of Research on the History of Education, Research on the History of Education in the People's Republic of China. 2009. № 9. Р. 280–286.
Liu J. Theoretical and empirical research on merger and restructuring of higher education institutions: Master thesis. Zhejiang University, 2003.
Liu Q., Zhang M. The Communist Party of China and the Development of Higher Education in China in the Past Century // Chongqing Higher Education Research. 2021. № 9 (01). Р. 12–24. https://doi.org/10.15998/j.cnki.issn1673-8012.2021.01.002
Lu Zh. A comparative study of two university mergers after the founding of China // Tsinghua University Education Research. 2000. № 2. Р. 77–80.
Wang G. A study of multi-campus universities in the United States and its implications // Comparative Education Research. 2002. № 2. Р. 43–47.
Wang Y. The quantitative research and analysis on validity of university merging in China: Master thesis. Shanghai Jiaotong University, 2009. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/ detail.aspx?dbname=CMFD2011&filename=2010202891.nh (дата обращения: 17.05.2022).
Xu X. The pros and cons of merging high-level universities in China and development strategies // Educational Research. 2002. № 8. Р. 59–65.
Xue T., Wang P. Rational thinking about the merger of colleges and universities // Shanghai Higher Education Research. 1995. № 4. Р. 1–6.
Zhou L., Huang H. Reflections on the economics of college merger // Journal of Nanchang University (Social Science Edition). 2000. № 2. С. 117–121.
Ключевые слова:
слияние университетов, реформа системы высшего образования в Китае, реорганизация факультетов, реформа системы управления вузами, дистанционное образование, университеты мирового класса и первоклассные дисциплины, «китайская модель» высшей школы
Для цитирования:
Ли М., Цинь Б., Бай Я. История и реальность «китайской модели» развития высшего образования с точки зрения слияния университетов // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2023. Т. 7, № 2. С. 527–575. https://doi.org/10.23859/2587-8344-2023-7-2-4

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8344 (Online)