В статье анализируется начальный этап развития революционного народничества через читательские практики поколения 1870-х гг. Автор обращается к сети учеников Архангельской духовной семинарии, существовавшей в начале 1870-х гг., рассматривая ее как типичный случай читательского сообщества в среднем учебном заведении. В статье показана связь радикализации семинаристов с реформой духовного образования 1867 г. В ней также выявлены контакты духовных воспитанников с политическими ссыльными, присутствие которых в Архангельске усложняет анализируемый кейс.
Отношения участников сообщества, реконструируемые на основе переписки семинаристов и выпускников, а также материалов педагогических собраний правления, исследуются с помощью инструмента анализа социальных сетей Gephi. Автор показывает замкнутость анализируемой сети в рамках духовного сословия. В губернском городе главными контрагентами семинаристов были учителя и воспитанники духовных училищ, а не их единомышленники из светских учебных заведений. Внутри семинарии анализируемая сеть характеризуется слабыми связями. Хотя интерес к радикальной литературе проявляли ученики всех классов, участники сети поддерживали отношения внутри небольшой группы, члены которой имели значительную разницу в возрасте. При этом ученики одного курса могли не знать об общих увлечениях и презрительно отзываться об одноклассниках.
Автор приходит к выводу, что поступление в высшее учебной заведение, бывшее основной целью анализируемой группы, не обязательно приводило к дальнейшему вовлечению в революционное движение. Увлечение радикальной литературой в среднем учебном заведении не определяло автоматически жизненные траектории представителей поколения 1870-х гг.
Ильясова Л.Р. Идейные искания русской разночинной интеллигенции в отражении литературы о «новых людях» рубежа 60–70-х годов XIX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История, История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 44–61. https://doi.org/10.15382/sturII202096.44-61
Лурье Л.Я. Перепись народников. От Нечаева до Дегаева. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2022. 304 c.
Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России / перевод с английского А.Ю. Полунова. Москва: Новое литературное обозрение, 2015. 448 с.
Рубцов А.А. Антиправительственное движение 1860–1870-х годов и деятельность органов политического дознания в Российской империи (законодательные нормы и следственная практика): дис. … канд. ист. наук. Санкт-Петербургский институт истории РАН, 2023. 223 с.
Сафронова Ю.А. Самообразование vs внеклассное чтение: светская литература в православных духовных семинариях после реформы 1867 г. // Антропологический форум. 2023. № 57. С. 61–85. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2023-19-57-61-85
Соловьев К.А. «Я сказал: вы – боги...»: религиозное течение в освободительном движении 70-х гг. XIX в. в России («богочеловечество»). Москва: Книжный перекресток, 2012. 164 с.
Сушко А.В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861–1884 гг.). Санкт-Петербург: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2010. 254 с.
Троицкий Н.А. Первые из блестящей плеяды (Большое общество пропаганды
1871–1874 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991. 312 с.
Щербакова Е.И. «Отщепенцы». Путь к терроризму (60–80-е годы XIX в.). Москва: Новый Хронограф, 2008. 224 с.
Leibov R., Vdovin A. What and How Russian Students Read in School, 1840–1917 // Reading Russia. A History of Reading in Modern Russia. Vol. 2 / edited by D. Rebacchini, R. Vassena. Milano: Ledizioni, 2020. P. 259–316.
Ключевые слова:
политический протест, социальные сети, революционное народничество, духовная семинария, практики чтения
Для цитирования:
Сафронова Ю.А. Социальные сети читателей радикальной литературы: случай Архангельской духовной семинарии, 1870–1872 гг. // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2024. Т. 8, № 1. С. 127–176, https://doi.org/10.23859/2587-8344-2024-8-1-4