ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т.9 №2
«Он сгорел как свеча». Джон Рид в революционной России: экранные образы американ...
ЖУРНАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Т.9 №2

«Он сгорел как свеча». Джон Рид в революционной России: экранные образы американского и советского кино

Авторы:
Волков Е. В.
DOI:
Полный текст:
В статье анализируются образы журналиста и писателя Джона Рида в фильмах Уоррена Битти «Красные» (1981) и Сергея Бондарчука «Красные колокола» (1982) как «текстах» культурной памяти, представленных в кино, которые репрезентируют представления о прошлом. Автор статьи подчеркивает, что на кинематографистов, создающих исторические фильмы, влияют образы литературы, изобразительного искусства, театра, а также знания о прошлом, зафиксированные в трудах историков. Непоследнюю роль в этом процессе играют господствующие умонастроения в обществе и официальная государственная идеология. Сначала в статье дается краткая характеристика образов Джона Рида, представленных в творчестве художника И.И. Бродского, в советской и англоязычной историографии, а также в некоторых советских театральных постановках и художественных фильмах. Затем показаны процесс подготовки и создания фильма Уоррена Битти «Красные» и реакция на него американских зрителей. Далее следует описание подготовки и работы над фильмом Сергея Бондарчука «Красные колокола» и того, как он был принят советской публикой. История создания обоих фильмов (1970-е – начало 1980-х гг.) рассматривается в контексте Холодной войны. Образы американского журналиста и писателя, представленные на экране в данных фильмах, в контексте американской и советской коллективной идентичности, были различны. Личность Джона Рида в американском варианте отличается индивидуальным началом, драматизмом и противоречивыми характеристиками. Для придания фильму историчности и убедительности Уоррен Битти провел и снял ряд интервью, а затем представил в своей кинокартине эпизоды, включающие устные свидетельства современников Джона Рида с их противоречивыми трактовками и оценками. В советском фильме, созданном в рамках официального советского дискурса о Великой Октябрьской социалистической революции, Джон Рид показан как борец за идеалы революции в коллективе соратников-большевиков. Если американский фильм заканчивается трагически – кончиной Джона Рида в Советской России от тифа, то советская кинокартина, исполненная оптимизма, не упоминает об этом событии.
Волков Евгений Владимирович
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории
Южно-Уральский государственный университет,
Челябинск, Россия
https://orcid.org/0000-0002-8038-0431
volkovev@susu.ru
Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / перевод с немецкого Б. Хлебникова. Москва: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / перевод с немецкого М.М. Сокольской. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
Борисенко О.А. Стилистические особенности художественной прозы и публицистики Дж. Рида: автореф. дис. … канд. филол. наук. Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова, 1982. 16 с.
Вальбе Б.С. Джон Рид. John Reed. Ленинград: Красная газета, 1930. 116 с.
Варустина Е.Л. Книга Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир»: (Источниковедческий и историографический анализ): автореф. дис. … канд. ист. наук. Институт истории СССР АН СССР, Ленинградское отделение, 1987. 15 с.
Волков Е.В., Пономарева Е.В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 10 (269), вып. 18. С. 22–25.
Высторобец А.И. Сергей Бондарчук: Судьба и фильмы. Москва: Искусство, 1991. 333 с.
Гиленсон Б.А. Джон Рид. У истоков социалистического реализма в литературе США. Москва: Высшая школа, 1987. 111 с.
Гиленсон Б.А. Он видел рождение нового мира. Москва: Госполитиздат, 1962. 80 с.
Гладков Т.К. Джон Рид. Москва: Молодая гвардия, 1962. 288 с.
Горбачев О.В. Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации // Документ. Архив. История. Современность: сборник научных трудов / под редакцией Л.Н. Мазур. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. Вып. 15. С. 126–136.
Киреева И.В. Литературное творчество Джона Рида. Горький: Горьковский университет, 1974. 150 с.
Крамов И. Джон Рид. Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1962. 131 с.
Краснов И.М. Джон Рид: правда о Красной России. Москва: Советская Россия, 1987. 304 с.
Сидоров А.А. Страничка воспоминаний о художественной жизни 1920-х годов // Памяти И.И. Бродского. Воспоминания. Документы. Письма / составители И.А. Бродский и М.П. Сокольников. Ленинград: Художник РСФСР, 1959. С. 91–95.
Старцев А.И. Русские блокноты Джона Рида. Москва: Советский писатель, 1968. 288 с.
Федорова Н.Н. Социально-политические взгляды Джона Рида: автореф. дис. … канд. филос. наук. Белорусский государственный университет, 1971. 29 с.
Эрлл А. Литература как медиум культурной памяти / перевод с английского А.А. Заверткиной, М.Д. Шкиля // Своими словами. 2023. № 5. С. 173–211.
Cantor M. Review: “Romantic Revolutionary: A Biography of John Reed” by Robert Rosenstone; “Reds” by Warren Beatty and Trevor Griffiths // The American Historical Review. 1982. Vol. 87, № 5. P. 1482–1484.
Diggins J. Review: Romantic Revolutionary: A Biography of John Reed by Robert A. Rosenstone // The Journal of American History. 1976. Vol. 63, № 1. P. 172–173.
Erll A. Memory in Culture. London: Palgrave Macmillan, 2011. 209 p.
Grindon L. Shadows on the Past: Studies in the Historical Fiction Film. Philadelphia, PA: Temple University Press, 1994. 250 p.
Hicks G. John Reed, the Making of a Revolutionary. New York: MacMillan co., 1937. 445 p.
Hicks G. One of us: The Story of John Reed. New York: Equinox Cooperative Press, 1935. 64 p.
Lehman D.W. John Reed and the Writing of Revolution. Athens, OH: Ohio University Press, 2002. 294 p.
O’Connor R., Walker D. The Lost Revolutionary: A Biography of John Reed. New York: Harcourt, Brace & World, 1967. 328 p.
Rosenstone R.A. Romantic Revolutionary: A Biography of John Reed. New York: A. Knopf, 1975. 430 p.
Sutton A. Wall Street and the Bolshevik Revolution. New York: Arlington House, 1974. 228 p.
Ключевые слова:
Джон Рид, исторические фильмы, экранные образы, Уоррен Битти, фильм «Красные», Сергей Бондарчук, фильм «Красные колокола», культурная память
Для цитирования:
Волков Е.В. «Он сгорел как свеча». Джон Рид в революционной России: экранные образы американского и советского кино // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2025. Т. 9, № 2. С. 567–598, https://doi.org/10.23859/2587-8344-2025-9-2-8; EDN: VFVMPK

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8344 (Online)

Сайт использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Cookie-файлы позволяют, например, сохранить единожды выполненные текстовые вводы в полях формуляров Сайта, благодаря чему их не требуется вводить заново при следующем посещении Сайта или при переходе между отдельными функциями Сайта. Продолжая использовать наш сайт и нажимая на кнопку «Согласен», вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки своего браузера. Подробнее
Согласен