Программа семинара 30.06.22
2022-06-30 «Феномен профессии и профессиональной деятельности: междисциплинарные аспекты»

Программа семинара 30.06.22

Научная программа

Междисциплинарного научно-теоретического семинара

«Феномен профессии и профессиональной деятельности: междисциплинарные аспекты»

30 июня – 2 июля 2022 г., г. Череповец

 

Место проведения семинара: «Точка кипения» Череповецкого государственного университета.

Адрес: г. Череповец, ул. Горького, 14, Череповецкий государственный университет, учебно-лабораторный корпус № 3, ауд. 310.

Ссылка для регистрации участников: 

https://leader-id.ru/events/307659

Ссылка для онлайн-участников: 

https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3ameeting_NDY2NjJlYzgtMjU0Yy00OWFhLTlmZjQtZGQ4NDE0YTI5ODNm%40thread.v2/0?context=%7b%22Tid%22%3a%22aa794055-8263-44e0-9ad5-ba36200e8a65%22%2c%22Oid%22%3a%2212762511-0c79-43f8-af2c-fcdb30f09ceb%22%7d

 

30 июня

9.00 – 9.15 – открытие

Приветствия участникам семинара:

 

Проректор по научной работе, заведующий кафедрой математики и информатики Череповецкого государственного университета

Лягинова Ольга Юрьевна

Председатель Оргкомитета Междисциплинарного научно-теоретического семинара «Феномен профессии и профессиональной деятельности: междисциплинарные аспекты» д.и.н., главный редактор журнала «Historia Provinciae – Журнал региональной истории» Солодянкина Ольга Юрьевна

 

9.15 – 10.45. Панель 1. Педагогические профессии.

Выступления:

 

Лазарев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (г. Рязань). Подготовка к профессиональной деятельности в оценке учителей-словесников второй половины XIX – начала XX в. 

Несоответствие общественного запроса к учителю и отношения к нему в обществе, характерное для публицистики второй половины XIX – начала XX века, в значительной степени определяется отсутствием в государстве должной системы подготовки учителей вообще и учителей-словесников в частности.

От словесника в силу специфики преподаваемых предметов ожидали особенно благотворного влияния на формирование внутреннего мира, мировоззрения своих учеников. Однако воспринимали чаще всего как «существо … обособленное, … нередко совсем неразвитое, … до чрезвычайности скучное» (В.П. Острогорский).

К преподавательской деятельности словесников готовили в Педагогических институтах, Историко-филологических институтах, Педагогических курсах при Университетах.

Сведения о подготовке на «Педагогических курсах» при университете содержатся в воспоминаниях словесника А. Белявского. Об опыте репетиторства пишет профессор-филолог, в прошлом учитель-словесник, А. Кирпичников. Учитель С. Браиловский дает критическую оценку системе подготовки словесника в Нежинском историко-филологическом институте.

Воспоминания учителей-словесников, опубликованные в основном в педагогической периодике, показывают, что ни одна из существовавших форм не давала полноценной подготовки к преподавательской деятельности.

Авторы публикаций вспоминают свой путь в профессию, спорят о достоинствах и недостатках разных форм подготовки, отмечают различие в подготовке учителей в российской и европейской школе.

Среди проблем подготовки учителя-словесника, помимо слабой готовности к педагогической деятельности и недостаточной основательности образования, указывается и неопределенность «педагогических убеждений» самих словесников.

 

Котов Антон Сергеевич, кандидат исторических наук, преподаватель Череповецкого лесомеханического техникума им. В.П. Чкалова (г. Череповец). Кадровая политика в системе образования и содержание профессионального стандарта педагога в советской России в 1920-е годы.

В докладе будет представлен анализ кадровой политики советского правительства в отношении педагогических работников школьного и среднего профессионального образования. Рассмотрено содержание профессионального стандарта педагога в 1920-е гг.

Основной составляющей кадровой политики большевиков в 1920-е годы являлась подборка необходимого количества учителей и преподавателей в соответствии с определенными требованиями: «правильное» социальное происхождение, определенный уровень политической грамотности, профессиональная подготовка и идеологическая лояльность. Предполагалось, что основным источником для пополнения кадров должны были стать демобилизующиеся с фронта солдаты и все желающие готовые «отдать» себя «новой» школе.

При реализации кадровой политики Наркомпросом активно использовались репрессивные методы -   проведение перевыборов на учительские должности, а начиная с 1922 г. организация систематических «чисток» педагогических кадров.

Работа с источниками показала, что данные методы привели к фактическому бесправию учительства, его полной зависимости от проверяющих, постоянному дефициту кадров по причине нежелания части педагогов держаться за свою должность и низкого престижа профессии в обществе.

Анализ документов касающихся педагогического стандарта педагога вскрыл ряд условий для занятия педагогической в деятельности, часть их которых в реальности, так и не была осуществлена. Например, об обязательной партийности учителей обществоведов. Неосуществимость данного пункта в ближайшие годы была признана Наркомпросом, но из документов данное требование так и не было исключено.

Делаются выводы о том, что результатом проводимой кадровой политики стал острый недостаток педагогических кадров, а заявленные в профессиональном стандарте требования к педагогу во многом не соответствовали действительности и выполнялись зачастую только на бумаге.

 

Родин Илья Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории политических учений факультета политологии ФГБОУ ВО "Государственный академический университет гуманитарных наук" (г. Москва). Профессор университета как объект критики и образец для подражания: уроки французского протестного движения 1968 года.

В условиях эволюции представления о профессии педагога в истории важным является проблема восприятия фигуры университетского профессора в Париже в условиях мощного общественного протестного движения мая-июня 1968 года. На повестке дня стоял вопрос о степени вовлечённости профессоров и преподавателей в диалог с молодёжью, соответствия их профессионального уровня запросам экономики и общества, а также их готовности к условиям труда, которые диктовала начавшаяся эпоха массового высшего образования. В исследовании данной проблемы нужно уделить особенное внимание оценкам рассматриваемой профессии в контексте преодоления кризиса системы высшего образования Франции, ставшего отправной точкой студенческих волнений. С одной стороны, профессор выступал воплощением "старого мира", в котором его отделяла от студентов пропасть университетской иерархии. В этом отношении он воспринимался как проводник социального неравенства и бескомпромиссный консерватор. Однако именно профессора побуждали студентов к интеллектуальному труду и прививали привычку к аналитическому осмыслению происходящего. Те, кто говорил о "взаимном обучении студентов" и "освобождении студенческого народа" наподобие угнетённого населения колоний, соседствовали с теми, кто организовывал совместные демократические акции студентов и преподавателей. Многообразие сохранившихся источников позволяет раскрыть вопрос с разных сторон: консерватизм части профессоров сочетался с открытостью других представителей этой профессиональной группы, и среди студентов также присутствовали разные взгляды на положение университетского профессора в системе координат французского общества.

10.45 – 13.15. Панель 2. Медицинские профессии.

Выступления:

Редькова Ирина Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент факультета политологии ФГБОУ ВО "Государственный академический университет гуманитарных наук" (г. Москва). Тема: Врачи и врачебное дело в средневековом городе (по цистерцианским текстам начала XIII века).

Врачевание и уход за больными в средние века долгое время были исключительно практическим занятием, однако на рубеже XI-XII вв., на фоне роста городов cкладываются как центры обучения медицине (Салерно, Монпелье, Саламанка, Париж), так и корпорации врачей, не только лечивших, но и обучавших врачебному искусству. Каким представлялись медики для пациентов? Какие предрассудки в отношении врачей и их искусства существовали? Какие болезни и чем лечили жителей средневекового города? Насколько дороги были услуги медиков и кто не мог себе позволить платную медицину? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своём докладе, используя «Диалог о чудесах» Цезаря Гейстербахского – цистерцианского монаха, детство и юность которого прошла в Кельне. Как житель крупнейшей метрополии Империи, он прекрасно представлял реалии жизни в средневековом городе, которые нашли отражение в его труде.

Шестова Татьяна Юрьевна, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и практики управления, Пермский филиал РАНХиГС при Президенте РФ (г. Пермь). Лекарские ученики в российской системе здравоохранения в ХIX веке.

Лекарские ученики в ХIХ в. были весьма своеобразной группой. Сам факт ученичества определялся только в начале и в конце века, но большинство времени это название определяло статус в системе здравоохранения. В государственной системе уездный или городовой врач имел по два ученика- старшего и младшего. Их функционалом были простые медицинские манипуляции и непосредственное обучение в практической деятельности.

Намного более сложно было положение лекарских учеников в частных горнозаводских имениях. Численный состав их зависел от желания владельца, часто желавшего ограничить доступ государственных медиков в свои имения и обойтись силами только лекарских учеников. При недостатке врачей даже в городах Строгановы и Голицыны приглашали членов Врачебной управы Перми для обучения крепостных, позже этим занимались штатные доктора в данных имениях. Это позволяло обойти возможные конфликтные ситуации при инспекциях Врачебных управ.

Собственно ученикам- подросткам предлагались простые действия типа оспопрививания, ставки прививателей включались в штатное расписание. Население бурно протестовало против прививок и было готово к физической расправе с прививателем. Только юный возраст мог служить ему защитой.          К 30-м гг ХIХ в. появилась и проблема фиктивных прививок. К середине века количество классифицируемых болезней в уральских больницах возросло с 18 до 76. Менялись болезни и по роду занятий. Рабочие чаще страдали от травм и ожогов, а служители от сосудистых и простудных заболеваний.

В случае эпидемических заболеваний в скученности заводского населения легатский ученик мог обслуживать день до 200 человек. Так ученик Л. Хрущев начал вести истории болезни, т.к. просто не мог вспомнить больного при таком потоке. В 30-е гг. на Урал впервые пришел грипп с неврологическими последствиями, что вызвало слухи о порче. Не зная заболевания, группами не более 2-3 человек, лекарские ученики защищали имения. Владельцы финансировали временные больницы и высылали дополнительных лекарских учеников из Главного госпиталя в случае надобности. Эпидемии холеры в 1829 г. удалось избежать совместными усилиями доктора Х.Ф, Граля и лекарских учеников, хотя смертность превышала 50 %.

К 30- м гг. в частных имениях штатный расписания называли лекарских учеников трех разрядов- собственно ученики, средний медицинский персонал и практические врачи. При это крепостные не имели права сдавать квалификационные экзамены и до конца жизни определялись термином «ученик».

 

Зайцева Светлана Валентиновна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Научно-образовательного центра краеведческих исследований, доцент кафедры истории России, ГАОУ ВО ЛО "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина" (г. Санкт-Петербург). Детский врач в дореволюционной России: оказание медицинской помощи детям и становление педиатрии.

Во второй половине XIX в. в Российской империи начинает развиваться педиатрическое направление в медицине. Во многом это было связано с существовавшей в стране (особенно в Санкт-Петербурге и Москве) высокой детской смертностью, вызванной разными факторами, в том числе неквалифицированной медицинской помощью во время родов, инфекционными заболеваниями, а также неправильным уходом и системой кормления грудных детей.

В докладе будут рассмотрены медицинские возможности оказания помощи детям в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии во второй половине XIX в. Особенно остро проблема детской смертности и заболеваний стояла среди малообеспеченного городского и сельского населения. Существовало несколько категорий врачей, в практике которых так или иначе могли возникнуть вопросы, связанные с лечением детей, а также санитарно-гигиеническими условиями их жизни, влиявшими на здоровье ребенка.

На территории губернии, в сельской местности, после проведения земской реформы родители больного ребенка могли обратиться к земскому врачу. На земских врачей легла забота лечить население от всех болезней, помогать при родах, бороться с инфекционными заболеваниями, следить за санитарным состоянием вверенной территории, а также распространять по возможности сведения санитарно-гигиенического характера.

В Санкт-Петербурге для этих же целей была введена в 1882 г. должность думского врача, который бесплатно должен был принимать больных у себя на квартире, а затем посещать тех, кто по своему состоянию самостоятельно не мог прийти к врачу. Большое количество пациентов думских врачей составляли дети разного возраста. В период с 1884 по 1892 гг. в обязанности думских врачей входило также обслуживание школ и оказание медицинской помощи детям школьного возраста. Но активной деятельности в этом направлении думские врачи развивать не могли из-за огромной нагрузки (на одного врача приходилось около 25 тысяч человек населения и около 20 школ). В данном случае помощь школьникам оказывалась врачами при посещении школы 1-2 раза в месяц. В 1892 г. врачебно-санитарный надзор за школами был вновь передан школьно-санитарным врачам.

В этот период происходит становление и развитие педиатрии, как в практическом, так и в теоретическом плане. Появление первых детских врачей во многом связано с организацией работы детских медицинских и учебных заведений, и прежде всего, с Санкт-Петербургским Воспитательным домом. В этих учреждениях начинали и активно развивали свою медицинскую деятельность Н.М. Максимович-Амбодик, К.А. Раухфус, М.Д. Ван-Путерен, В.О. Губерт, Н.П. Гундобин и многие другие детские врачи дореволюционного Санкт-Петербурга.

 

Степанов Станислав Вячеславович, кандидат филологических  наук, заведующий Научно-образовательным центром краеведческих исследований, ГАОУ ВО ЛО "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина" (г. Санкт-Петербург). Земский врач-гигиенист Н.А. Золотавин - деятель гигиены детства в Санкт-Петербургской губернии в начале ХХ в.

С начала XIX в. в России формируется новое практическое и научное направление медицины - педиатрия, после создания первой в России кафедры детских болезней в Медико-хирургической академии (1865) и обществ детских врачей в Санкт-Петербурге (1885) и Москве (1892) происходит становление профессии детского врача.

На примере биографии общественного деятеля Петербургской губернии и врача Николая Афанасьевича Золотавина (1853-1928) в докладе мы сделаем попытку проследить профессиональный путь детского врача в земской медицине Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии, дадим характеристику его санитарно-гигиенических взглядов на лечение и положение детей в столичной губернии.

Выпускник Медико-хирургической академии с конца 1890-х гг. он был связан с западным уездом Санкт-Петербургской губернии, граничащим с Эстляндской губернией. Был избран санитарным врачом Ямбургского уездного земства.

С 1897 г. состоял врачом женской гимназии в городе Нарва, где постоянно проживал до 1918 г. В этом городе активно включился в общественную и культурную жизнь полиэтнического города губернии, состоял членом музыкального общества, пожарно-санитарного общества, член Ревизионной комиссии Русского общественного собрания. Один из инициаторов распространения образования и просвещения в уезде – инициатор создания Нарвской библиотеки-читальни, с 1902 г. заместитель председателя правления общества содействия распространения образования.

Активно занимался вопросами охраны детства, с 1905 г. управляющий амбулаторией и приютом для рожениц им. С.А. Лаврецова. В городе создал два медицинских общества и был выбран председателем правления Нарвского общества педагогии и гигиены (1907) и медицинского общества (1912).

Во главе санитарной комиссии Ямбургской земской управы в 1900-1910-е гг. он вел активную редакционно-издательскую работу по публикации и сборников земства по медицине «Народное здоровье в Ямбургском уезде...» (Нарва : тип. насл. А.Г. Григорьева, 1905-1916). Он выпустил ряд работ по школьной гигиене «Санитарно-гигиенические условия земских, церковно-приходских и других школ Ямбургского уезда» ([СПб.] : тип. П.П. Сойкина, 1900. 38 с.) и распространению гигиенических знаний среди населения – «К вопросу о том, чем могло бы выразиться содействие Петербургского губернского земства в деле устройства бесед и чтений врачей по гигиене в деревнях?» ([СПб.] : тип. Я. Трей, 1899. 8 с.).

Особое внимание он уделял противоэпидемиологическим мерам среди детей и крестьянских семей, выступая за сохранение народного звания.

Н.А. Золотавин – активный деятель гигиены детства, на основании собственного практического опыта и обобщения знаний земской медицины в своих трудах сформировал собственное видение улучшения положения детей столичной губернии.

 

Копылов Фёдор Вячеславович, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания МАОУ "СОШ №19" (г. Череповец). Вопросы обеспечения кадрами военных госпиталей Вологодской области в период Великой Отечественной войны.

В докладе рассматриваются основные кадровые вопросы, которые возникали в эвакогоспиталях Вологодской области в период Великой Отечественной войны. Ключевым вопросом являлся кадровый дефицит, возникший с первых месяцев войны в первую очередь среди врачебного персонала. Автор анализирует учетные данные о масштабах дефицита кадров за разные периоды военного времени.

Проблему нехватки врачей пытались решить разными способами. Одним из самых распространённых являлось совмещение специальностей. Казалось бы, это отчасти могло решить ситуацию, но во многих случаях отрицательно отражалось на качестве оказываемой лечебной помощи. Сложно представить, чтобы даже квалифицированный терапевт мог совмещать свою работу с качественным выполнением должностных обязанностей хирурга.

Одним из симптомов «кадрового голода» стала низкая квалификация врачебных кадров, многие из которых почти не имели опыта операционной и терапевтической работы. Особенно серьёзной эта тенденция была в госпиталях, расположенных на периферии.

Для решения кадровой проблемы создавали мобильные врачебные группы – наиболее опытные врачи ездили по госпиталям, консультировали и участвовали в проведении операций. Другой способ повышения качества лечения при наличии кадров - повышение их квалификации.

Важным является вопрос профессиональных компетенций младшего и среднего медицинского персонала. В экстремальных условиях войны при дефиците человеческих и материальных ресурсов выполняемый объём работ часто выходил за пределы круга должностных обязанностей и физических возможностей конкретного работника.

Тяжелые условия труда и жизни, низкий уровень культуры, требовательное отношение со стороны администрации и пациентов приводили к возникновению конфликтных ситуаций, когда работник отказывался выполнять возложенные на него обязанности.

 

13.15 – 14.15. Обед.

14.15 – 16.15. Панель 3. Духовный пастырь: грани профессиональной деятельности.

Выступления:

Всеволодов Антон Владимирович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Череповецкого государственного университета (г. Череповец). "Весьма усердные вкладчики в общий академический труд", или Как написать биографию ученого-священнослужителя.

В условиях эволюции представления о профессии педагога в истории важным является проблема восприятия фигуры университетского профессора в Париже в условиях мощного общественного протестного движения мая-июня 1968 года. На повестке дня стоял вопрос о степени вовлечённости профессоров и преподавателей в диалог с молодёжью, соответствия их профессионального уровня запросам экономики и общества, а также их готовности к условиям труда, которые диктовала начавшаяся эпоха массового высшего образования. В исследовании данной проблемы нужно уделить особенное внимание оценкам рассматриваемой профессии в контексте преодоления кризиса системы высшего образования Франции, ставшего отправной точкой студенческих волнений. С одной стороны, профессор выступал воплощением "старого мира", в котором его отделяла от студентов пропасть университетской иерархии. В этом отношении он воспринимался как проводник социального неравенства и бескомпромиссный консерватор. Однако именно профессора побуждали студентов к интеллектуальному труду и прививали привычку к аналитическому осмыслению происходящего. Те, кто говорил о "взаимном обучении студентов" и "освобождении студенческого народа" наподобие угнетённого населения колоний, соседствовали с теми, кто организовывал совместные демократические акции студентов и преподавателей. Многообразие сохранившихся источников позволяет раскрыть вопрос с разных сторон: консерватизм части профессоров сочетался с открытостью других представителей этой профессиональной группы, и среди студентов также присутствовали разные взгляды на положение университетского профессора в системе координат французского общества.

Алексеева Надежда Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета (г. Череповец). «Духовник», «исповедник», «пастырь»: особенности исповедной практики в Русской православной церкви.

Деятельность священника многогранна. Остановимся на основной его обязанности – духовника.

В древней Восточной православной церкви изначально сложилось разделение в деятельности священнослужителей. Духовником мог стать, монастырский старец, часто не имеющий никакого пресвитерского сана.

В понятии «духовного отца» в восточной Церкви с ХII в. и в древней Руси соединилось представление о священнике, с одной стороны, как о вершителе таинства покаяния, а с другой стороны, как о руководителе - пастыре тех верующих, над которыми он совершал таинство и которых называл своими духовными детьми.

На Руси, в отличие от Греции и Болгарии, в силу огромного пространства территории, очень скоро перестал существовать отдельный класс духовников, и право на совершение исповеди стал получать каждый белый священник при своем поставлении.

В древний же период сложились и требования к личности и профессиональным качествам духовника. Эти требования сохранились и на русской почве. Напоминания об этом встречаются в церковных и светских документах на протяжении всего исторического развития российского государства.

Однако на русской почве, начиная с XVII века, традиция пастырства претерпевает изменения: личная, тайная проповедь или учительство под влиянием киевских богословов постепенно заменяется публичной; петровские реформы, переведя священников в разряд чиновников духовного звания, вводят жесткий контроль за таинством исповеди через заполнение исповедных книг и наложение штрафов за неявку на исповедь и возлагают эти бюрократические обязанности на церковный клир во главе со священниками.

Кроме того, в обязанности пастыря и духовника входило следить за правильностью исполнения исповеди прихожан как в повседневной жизни (ежегодно, перед свадьбой и смертью, в болезни и т.д.), отчитываться за наложение епитимий, так и заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядческого и иноверческого окружения, служить а местах лишения свободы и в пересыльных тюрьмах.

В данном контексте основной задачей является выяснение насколько русскому священству удавалось сохранить соответствие древним требованиям в изменяющихся исторических условиях.

 

Ульянова Елена Софична, преподаватель кафедры воспитания и социализации ВИРО, ст. преподаватель кафедры теории, истории культуры и этнологии ВоГУ (г. Вологда). Паства и Архипастырь: круг типичных представлений об «идеальном» Владыке.

В докладе будет представлен круг представлений паствы и епархиального духовенства о епархиальном архиерее, Владыке.

Делается попытка вычленить типичные представления паствы о Владыке и проследить, с чем связано их появление. Именно эти типичные коллективные представления зачастую формировали и общественные ожидания от Архипастыря, становились своего рода «требованиями», которые паства и духовенство предъявляли своему Владыке. Любое несоответствие данному социокультурному габитусу приводило к неприятию и противостоянию, как например «казус» вологодского епископа Антония (Флоренсова, 1894-1895 гг.).

Образ «архиерея» будет воссоздан на основании воспоминаний современников, мемуаров, писем, некрологов. Среди воспоминаний особо выделим воспоминания протоиерея Лальского Воскресенского собора Устюжского уезда Алексея Попова и воспоминания инспектора Вологодской Духовной семинарии Никифора Ильинского.

Работа с воспоминаниями современников, анализ словесных характеристик позволит «оживить» портрет провинциального архиерея синодального времени и наполнить его теми индивидуальными чертами, которые не обнаружить в официальных источниках. Представлен анализ основных слов-репрезентантов, слов-маркеров, отражавших эмоционально-оценочное восприятие «архиерея» в сознании современников.

Публичный статус архиерея определял восприятие его современниками. Современники отмечали как архиерей служил церковные службы, говорил проповеди. Основные темы в представлениях о Преосвященных - «характер», «богослужение», «проповедь», «внешность», «отношение к подчинённому духовенству». Делаются выводы о том, что на архиерея паства смотрела не как на администратора, а как на пастыря, учителя веры.

«Казус» епископа Антония, который беспрецедентно недолго пробыл на Вологодской кафедре, становится яркой иллюстрацией того, какую важную роль играло соответствие образу «идеального» Владыки. Это «несоответствие» традиционным представлениям привело к тому, что епископ не задержался надолго в Вологодской епархии. Епископ Антоний (Флоренсов) как личность, безусловно, яркая и незаурядная не был понят и принят сообществом вологжан, для которых, видимо, был присущ более традиционный взгляд на архиерея.

 

Мурашкина Наталия Юрьевна, аспирантка кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета (г. Череповец). Гражданская позиция чёрного и белого духовенства Вологодской губернии в конце XIX – начале ХХ века.

История развития белого и черного духовенства в XIX - начале XX вв. является важнейшей составной частью не только церковной, но и социальной истории России. Не случайно этот вопрос привлекает внимание как историков, так и представителей других гуманитарных наук. По мере расширения церкви, того, как появились люди, предпочитавшие семейной жизни монашескую, стали складываться разные типы христианской жизни. Появилось разделение духовенства на «белое» и «черное». Черное духовенство - это монахи, уходящие от «мира» и земных соблазнов, живущие в монастырях, полностью посвятившие свою жизнь служению Богу. В XIX веке «черное» духовенство было тем привилегированным слоем клира, для которого в силу целибата (обета безбрачия) был открыт и проложен путь к почестям высших званий.

Специфика мироощущения представителей духовного сословия и его высокий социальный статус находили своё отражение в культовой деятельности. Представители черного и белого духовенства неоднозначно воспринимали начавшиеся преобразования, и в новых условиях старались доступными способами оживить практическую деятельность и нравственное воспитание мирян. Но обстоятельства реформ, менявших и облик страны, и положение различных сословий, потребовали от духовенства более активного включения в общественную жизнь, в новое социальное пространство. Белое и черное духовенство объективно было готово выполнять возложенные на него обязанности.

Применительно к Вологодской губернии одним из основных вопросов общественной жизни, требовавших внимания духовенства, было старообрядчество. Однако, на основании указов духовной консистории и протоколов собраний приходского братства, можно сделать заключение о том, что не только проблемы вероучения беспокоили церковь. Большое внимание уделялось настроениям среди крестьянского населения, борьбе с пьянством, помощи нуждающимся. Не оставалась без внимания и благотворительность - приходы регулярно собирали средства, одежду и прочее на нужды Красного креста, армии, пострадавшим от природных бедствия и т.д. Как можно увидеть из распоряжений Консистории, духовенство держало руку на пульсе и политических процессов, проходивших в российском обществе на рубеже столетий, причем акцент для черного и белого духовенства делался на несколько различных аспектах. Белому духовенству предписывалось больше внимания обращать на ситуацию среди своей братии, в то время как черному - среди прихожан.

Также стоит отметить, что единой позиции среди что одной, что другой категории по отношению к политической ситуации в стране не было, настроения встречались диаметрально противоположные, что, в свою очередь нашло отражение и в повседневной жизни и деятельности духовенства.

В докладе будут проанализированы документы, позволяющие раскрыть позиции духовенства Вологодской губернии на рубеже XIX - ХХ веков

 

16.15 – 16.35. Кофе-брейк.

16.35 – 17.35. 16.35 – 17.35. Панель 4. Рефлексия в контексте профессиональной деятельности.

Выступления:

Тихомиров Павел Владимирович, аспирант Факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге (г. Санкт-Петербург). Взгляд местной власти на самоорганизацию ссыльных.

Последовавший вскоре после окончания Первой российской революции (1905 – 1907 гг.), получивший в историографии устойчивое название «реакции», был отмечен широким набором ограничений социальной деятельности. Массовая самоорганизация была поставлена в жёсткие рамки. Ставший в эти годы губернатором Вологодской губернии А. Н. Хвостов запретил деятельность всех общественных организаций, что представлялось современниками обычным положением дел, мало чем отличающимся от общеимперской картины. Между тем, в 1907 г. губернатор дал санкцию на проведение съезда политических ссыльных в губернском центре – в Вологде. Проведение съезда предполагало набор дополнительных процедур – проведение ссыльными собраний для делегирования полномочий представителям уездных колоний. Иными словами, складывалась ситуация, когда в рамках губернии под запрет попали любые общественные организации – вне зависимости от их политической позиции и декларируемых (обычно неполитических) целей, в то время как правом на самоорганизацию пользовались «политические преступники». Это обстоятельство насторожило начальника Вологодского губернского жандармского управления М. В. Ламзина, который доложил о ситуации в Департамент полиции. Начавшаяся переписка Хвостова и Ламзина с Департаментом полиции проливает свет на различие двух представителей власти (гражданской и полицейской) на революционеров и на способы борьбы с противогосударственным движением. Начальник ВГЖУ был ответственен за массовые настроения в губернии и за благонадёжность поступков поднадзорных. Принципиально важно, что к началу XX в. сложилось устойчивое убеждение, что главным источником революционных настроений являются не отдельные личности, а организации. Потому всякое допущение объединений рассматривалось как профессиональная некомпетентность Ламзина. В свою очередь, Хвостов обладал пространством для лавирования: он разрешил проведение регулярных съездов поднадзорных, чтобы избежать открытого конфликта ссыльных с администрацией. Дело в том, что к окончанию революции 1905 – 1907 гг. не хватало средств на выделение пособий, а потому, чтобы смягчить материальные проблемы ссыльных, губернатор пошёл на компромисс: дал право на самоорганизацию, которая, по его мнению, ввиду развитой среди поднадзорных системы взаимопомощи, сможет смягчить конфликт.

Примечательно, что в своей риторике за и против объединения ссыльных оба представителя, каждый по своему, доказывали, что их решение – это способ борьбы с террористическим движением: Ламзин полагал, что любая организация – это возможное поле для активации терроризма, а контр-аргумент Хвостова заключался в том, что именно внепартийные объединения – способ «перенаправить» активность ссыльных от революционного терроризма к «благотворительной» работе.

 

Соловьева Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета (г. Череповец). Феномен популярности книг профессионалов о своей деятельности» (Н.М. Амосов, О. Сакс, Дж. Хэрриот).

Литературные произведения профессионалов, посвященные их профессиональной деятельности, – в этом явлении следует рассмотреть две стороны: почему человек нелитературной профессии берется за перо, чтобы поделиться своими впечатлениями от собственной работы, а также почем некоторые из этих записок завоевывают читательскую аудиторию.

Выбранные нами имена получили мировое признание: советский хирург-кардиолог Н.М.Амосов, Дж. Хэрриот (настоящее имя Дж.А.Уайт) и американский невролог О.Сакс. Все они создали книги, которые стали бестселлерами, причем читатели ценили их не за стиль, а за содержание, безусловно доверяя авторам как знатокам своего дела.

Сборник историй английского ветеринара Дж.Хэрриота о различных случаях из практики под названием «Если бы они только могли говорить» (“If Only They Could Talk”) вышел в 1969 г. и принес автору известность. Вскоре за первой книги последовали и другие. Экранизации рассказов значительно увеличили популярность писателя.

Незамысловатые истории вызывают доверие, потому что автор не скрывает своих неудач и ошибок. Симпатию вызывают и четвероногие пациенты.

Книги Оливера Волфа Сакса посвящены людям, с которыми автор общался в ходе своей клинической практики – «Пробуждения», «Человек, который принял жену за шляпу». Написаны они с юмором и большой симпатией к пациентам.

Книги Н.М.Амосова «Мысли и сердце», «Сердце на ладони» и другие погружают читателя в атмосферу напряженной борьбы за жизнь человека.

Причин успеха этих книг, нам представляется несколько: простой, демократичный язык, в центре внимания не профессия врача, а человеческие судьбы и отношения.

 

17.35 – 18.30. Круглый стол: Грани профессиональной деятельности историка: вызовы и ответы

Модератор: О.Ю. Солодянкина

Вопросы для обсуждения:

Какими качествами должен обладать историк, если он работает…

·        В академической структуре

·        В вузе

·        В школе

·        В архиве

·        В музее

·        В редакции

·        В экспедиции

·        На «вольных хлебах»

·        etc

С какими трудностями сталкивается историк в каждой из этих ипостасей?

Принимают участие:

·        Кротова Мария Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета (г. Санкт-Петербург),

·        Чуклинов Андрей Евгеньевич, кандидат политических наук, профессиональный репетитор по обществознанию и истории (г. Москва),

·        Лухнева Анна Андриановна, редактор журнала «Historia Provinciae – Журнал региональной истории» (г. Череповец),

·        Всеволодов Антон Владимирович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Череповецкого музейного объединения (г. Череповец),

·        Попова Марина Дмитриевна, ведущий специалист Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург),

·        Копылов Федор Вячеславович, кандидат исторических наук, учитель школы № 19 (г. Череповец),

·         Редькова Ирина Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент факультета политологии ФГБОУ ВО "Государственный академический университет гуманитарных наук" (г. Москва).

 

Чуклинов А.Е.: Репетиторство: профессия или побочный продукт реформ в сфере образования

В выступлении, прежде всего, ставится задача проработки дефиниций «профессия» и «репетиторство», а также выявление, того, насколько второе понятие соотносится с первым. Также дается короткая характеристика проблем национального и международного нормативно-правового регулирования репетиторской деятельности, значимость которого становится все более очевидной. Опираясь на вторичные данные социологических исследований, осуществляется ранжирование основных направлений деятельности репетиторов, которые актуализировались в процессе реформирования системы образования в РФ за последние 10-15 лет. Далее дается характеристика традиционных задач репетитора в образовательном процессе в целом и в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации школьников по истории и обществознанию, в частности. Кроме того, предпринимается попытка анализа особенностей деятельности репетитора в означенной предметной плоскости в условиях действия ФГОС полного общего образования. Особое внимание уделяется характеристике профессиональных качеств, необходимых современному репетитору по истории и обществознанию, в ситуации объективных издержек, связанных с переходом на компетентностную систему образования. На основании этого выявляются признаки «плохого» репетитора, которые необходимо изживать как опытным, так и начинающим специалистам в данной сфере деятельности. Отдельно в выступлении делается акцент на проблемных точках итоговых аттестационных КИМов (контрольно-измерительных материалов) для ЕГЭ по истории и обществознанию, преодоление которых все более и более становится практически невозможным без кропотливой, целенаправленной и систематизированной работы с репетитором. В завершение предпринимается попытка прогноза развития репетиторства как профессии в условиях озвученного правящими кругами выхода России из Болонского процесса и возможной замены ОГЭ-ЕГЭ иными формами государственной итоговой аттестации.

18.30 – Товарищеский ужин.

1 июля.

9.00 – 10.00. Панель 5. Этнические аспекты профессиональной деятельности.

Выступления:

Гайкин Виктор Андреевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела изучения Японии и Кореи   Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток). Корейцы-гастарбайтеры в Японии в межвоенный период (1914–1937 гг.)

Сегодня волны мигрантов перехлёстывают государственные границы, меняя этнокультурный ландшафт как Европы, так и самой России. В этом контексте интересен опыт Японии, ещё 100 лет назад, первой из индустриальных государств, принявшей, «переварившей» миллионный массив корейских «гастарбайтеров», внёсших значительный вклад в экономическое развитие страны восходящего солнца.  С 1915 г. по 1930 г. население Кореи увеличилось на 30%. Промышленный потенциал Кореи рос не так быстро, что привело к диспаритету между спросом и предложением рабочей силы. Не находящая применения на родине масса неквалифицированных безработных корейцев хлынула в Японию. Иммигранты (к 1945 г. 2 миллиона человек) были востребованы в тех сегментах японской экономики, работа в которых полностью или частично игнорировалась аборигенным населением. У японцев появилась возможность переложить на ввезённых из Кореи «гестарбайторов» работу по известной формуле «3 Д» —  dirty, dangerous, difficult (грязная, опасная, тяжёлая). Основная часть корейских иммигрантов направлялась на самый большой и промышленно развитый остров Японии Хонсю. Корейские «гастарбайтеры» трудились на металлургических заводах, текстильных фабриках, судостроительных верфях. В некоторых секторах экономики уже к началу 20-х гг. корейский труд доминировал. В Токио — в дорожном строительстве, в префектуре  Осака — на строительстве дамб и водных сооружений. «Гaстарбайтеры» из Кореи были землекопами, дорожными рабочими, транспортными рабочими, лесорубами, они строили электростанции, железные дороги. В редких случаях корейцы работали прислугой, домработницами. В быстро индустриализирующейся Японии росла потребность в угле и как следствие численность шахтёров. Значительную часть новых рабочих мест на шахтах стали занимать корейские иммигранты. К концу 1—й мировой войны в 1918 г. число корейцев-шахтёров в Японии достигло 2480 чел., что составляло 11,1%  численности корейцев в Японии (22411 чел.).  ​​​​​​​

 

Яблонская Ольга Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, обществознания и права Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского (г. Арзамас). Трудовая миграция английских детей в Канаду в XIX веке: профессиональные перспективы юных иммигрантов.

Согласно парламентскому отчету Великобритании, около 150 тысяч несовершеннолетних были вывезены из страны в течение 350 лет, начиная с 1618 г. и до конца 1960-х гг. Больше всего переселилось в Канаду, с 1869 по 1939 гг. сюда эмигрировало более 100 тысяч детей. Причины эмиграции были филантропического, политического, но в первую очередь, социально-экономического характера: в Великобритании – избыток населения, а в Канаде – недостаток трудовых ресурсов.

Лишь немногие были усыновлены, большинство поселялись в канадские семьи для оказания посильных услуг за вознаграждение. Мальчики обычно работали на ферме, девочек нанимали обслугой. Контракты детей-иммигрантов предусматривали образование и религиозное воспитание.

Совершеннолетние девушки чаще покидали фермы и поселялись в большие города. Большинство работали на фабриках, в ресторанах или магазинах. Менее 13 % получили профессиональную подготовку, наиболее распространенные квалифицированные профессии британских иммигранток – преподаватель, медсестра, стенографистка. К 25 годам большинство женщин из приютов вышли замуж и перестали работать, немногие вышли замуж за фермеров.

Молодые люди дольше оставались на фермах, больше половины до 21 года были сельскохозяйственными работниками, но лишь 16% стали владельцами земли. К 40 годам лишь 5,5% трудились в сельской местности. Мужчины чаще всего были наемными работниками в небольших городах или поселках, а также сезонными работниками.

Британские иммигранты занимали места посередине между новоприбывшими британскими и канадскими группами. Благодаря ранней адаптации в Канаде выросшие иммигранты смогли избежать тяжелого и опасного труда на шахтах, в лесозаготовительных и строительных лагерях, в которые отправлялись прибывавшие взрослые британские мигранты.

 

10.00 – 11.00 – Панель 6. Административная деятельность и государственная служба.

Выступления:

Плех Олеся Анатольевна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра «История России XIX – начала ХХ вв.» Института российской истории РАН (г. Москва). Подготовка кадров государственной гражданской службы в Российской империи (последняя четверть XVIII – первая половина XIX в.)

В докладе на материалах Европейского Севера России рассматривается проблема формирования корпуса профессиональных служащих в последней четверти XVIII — первой половине XIX в. Основными источниками исследования выступают законодательные акты, делопроизводственные материалы и ведомственная статистика.

Ввиду того, что уровень подготовки служащих к профессиональной деятельности напрямую зависел от развития системы образования, в докладе уделяется внимание формированию сети учебных заведений, как общих, так и профильных, и динамике численности обучающихся в них. Это позволяет увидеть кадровый потенциал государственной службы и сравнить эти показатели с данными о реальном составе служащих северных губерний, полученными на основе анализа материалов систематического учета чиновничества.

Проведенное исследование дает основание прийти к следующим выводам. Во-первых, при проведении реформ в области образования верховная власть учитывала потребности государственной службы. Необходимость повышения уровня профессиональной подготовки и компетентности служащих упоминалась в законодательстве с начала XIX в., однако реальные шаги в этом направлении начали предприниматься только при Николае I. Во-вторых, правовое регулирование государственной службы в части требований к уровню подготовки новобранцев отталкивалось от реального положения вещей, в первую очередь от состояния системы образования и ее возможностей в области подготовки кадров. В-третьих, проанализированные материалы систематического учета чиновничества свидетельствуют о постепенном повышении общего уровня образования служащих северных губерний, но даже к середине XIX в. он по-прежнему оставался низким, что коррелируется и с общероссийскими показателями.

 

Кальсина Алла Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и практики управления, Пермский филиал РАНХиГС при Президенте РФ (г. Пермь). Чиновник государственной  службы: профессиональные особенности  бюрократии Российской империи.

В докладе будут раскрыты вопросы становления и развития такой социальной и профессиональной группы, как российское чиновничество. Основоположником системы государственного управления и системы государственной службы в России, традиционно считают   Петра I. Именно он заложил новый порядок государственной службы, систему продвижения по служебной лестнице, закрепив основы законодательства о государственной службе в Генеральном регламенте (1720 г.) и знаменитой Табели о рангах (1722г.) Однако иерархия должностей и чинов   сложилась не сразу, да и профессиональные особенности бюрократии Российской империи формировались постепенно.

Цель доклада - показать, как на протяжении имперского периода формировалась российская бюрократия, приобретая свои специфические черты и особенности.

В докладе будут рассмотрены вопросы поступления на государственную службу дворянства и других сословий, имущественное обеспечение и социальные льготы чиновников, титулы и чинопочитание, образовательный уровень, условия поступления на службу, содержание госслужащих со стороны государства, пенсии, различия между военной, гражданской и придворной службой, роль служебного мундира, численность чиновничества и их материальное положение, жалование.

Также, хотелось бы   обсудить, сохраняет ли современная российская бюрократия черты преемственности с бюрократией имперского периода, или она ближе по своему духу, к советской номенклатуре? Что утрачено современной российской бюрократией из традиции управления, негласных правил, профессиональных качеств, бюрократии прошлого? Отношение современного общества к российскому чиновничеству и система подготовки госслужащих в современной России.

11.00 – 11.20 - Кофе-брейк.

 

11.20 – 12.50 – Панель 6. Продолжение

Выступления:

 

Каменецкий Елисей Леонидович, аспирант кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета (г. Череповец). Проблема соответствия кадрового состава судебных ведомств требованиям Судебных уставов 1864 г. (на примере Вологодской губернии последней четверти XIX в.)

Доклад посвящен рассмотрению проблемы соответствия кадрового состава судебных ведомств требованиям, зафиксированным в Судебных уставах 1864 г., издание которых положило начало кардинальной трансформации существующих судебных порядков.

На основании сравнения дореформенной организации судов и пореформенной делается вывод об исключительной значимости кадрового вопроса для реформаторов. 

В центре внимания находится Вологодский окружной суд в период с 1874 г. Проблемам мировой юстиции Вологодской губернии уделяется внимание исключительно в контексте сравнения её с системой общих судов, т.к. вопросы о соответствии мировых судей установленным законодателями требованиям ранее уже были подняты в работах исследователей С. Е. Страхова и Е. В. Кузнецовой.

Источниковая база исследования представлена преимущественно делами фонда Вологодского окружного суда ГАВО. Кроме этого, было привлечен формуляр первого председателя Вологодского окружного суда Н. П. Наумова, хранящийся в ГАЯО, а также материалы Вологодских губернских ведомостей.

Структура работы выстраивается в соответствии со следующими критериями, которые выдвигаются “отцами Судебной реформы” на первый план: образованность, опыт практической деятельности и нравственные качества судебных служащих. В соответствии с этими критериями делается вывод о том, что служащие Вологодского окружного суда в целом соответствовали установленным предписаниями.

Также предполагается рассмотреть на примерах конкретные меры, которые существовали для обеспечения качества кадрового состава судебных ведомств. К таковым можно отнести институт кандидатов на судебные должности, а также высокую географическую мобильность кадров.

Синова Ирина Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета (г. Санкт-Петербург). Личные письма вице-адмирала Н.В. Копытова как исторический источник о его профессиональной деятельности в Морском министерстве (1866 по 1897 гг.)

В Российском Государственном Архиве Военно-морского флота хранится фонд (Ф. 12) потомственного дворянина, вице-адмирала Николая Васильевича Копытова (1833-1901). Он начал свой путь воспитанником Александровского кадетского корпуса для малолетних, куда был определен на основании прошения его отца императору за казенный счет из-за тяжелого материального положения семьи. Дальнейшая служба морского офицера была связана с Балтикой, Черным морем, Тихим океаном, выполнением поручений Морского министерства в Лондоне и в Средиземном море, где он служил в качестве командира кораблей, главного командира Черноморского флота, командира отряда судов на Тихом океане (фактически – командующего зарождающегося Тихоокеанского флота), старшего флагмана Балтийского флота (практически командующего флотом).

Фонд наряду с деловой перепиской Н.В. Копытова содержит шесть дел, в которых находятся письма жене, в разные периоды его службы. Именно они представляют особый интерес не только для исследования семейных межличностных отношений, но также о его профессиональной деятельности, событиях, с которыми приходилось сталкиваться, находясь в море, выполняя служебный долг, чувствах, переживаниях, коммуникации с сослуживцами, встречах с представителями зарубежных стран, выполнении дипломатических функций.

Автор, в том числе, рассказывает в письмах об участии в спасении людей во время извержения вулкана на острове Санторини в Средиземном море, о службе в Лондоне морским агентом флота, о гибели фрегата Олег на Балтике. В письмах, несмотря на необычайное доверие, заботу и любовь к жене, прослеживается желание автора как можно меньше ее волновать служебными проблемами, но тем не менее они позволяют составить впечатление о тех обязанностях, которые выполнял Николай Васильевич, о тех сложностях, с которыми ему приходилось сталкиваться.

 

Егоров Андрей Николаевич, доктор исторических наук, зав. кафедрой истории и философии Череповецкого государственного университета (г. Череповец). Военный министр Российской империи А.Ф. Редигер – между службой и политикой.

В Российской империи начала ХХ в. наблюдался процесс постепенного отчуждения высшей власти в лице императора и его ближайшего окружения от своей важнейшей опоры – чиновничества и генералитета, что способствовало нарастанию политического кризиса. Данная проблема рассмотрена в докладе на примере отдельных сторон административной и политической деятельности генерала от инфантерии А.Ф. Редигера, занимавшего должность военного министра в 1905 – 1909 гг. Показаны его попытки решить кадровые проблемы в армии путем удаления неквалифицированных представителей высшего командного состава, что вызвало недовольство в придворных кругах. Проанализированы политические взгляды А.Ф. Редигера, которые можно охарактеризовать как умеренно-либеральные. В то же время военный министр никогда их не афишировал, считая неприемлемым для офицера заниматься политикой. Однако в силу занимаемой должности он не мог полностью дистанцироваться от политики, особенно в период революционных потрясений 1905 – 1907 гг. А.Ф. Редигер относился к тем государственным деятелям России, которые стремились провести серьезные реформы в конституционном направлении путем конструктивного диалога с законодательной властью. Отмечается его роль в сохранении II Государственной думы в ходе «Зурабовского инцидента», тесное сотрудничество в рамках своих министерских полномочий с комиссией по государственной обороне III Думы и пр. Подобный курс военного министра оказался неприемлемым для Николая II и вызвал его отставку. Стремление А.Ф. Редигера добиться улучшения положения дел в армии путем сотрудничества с депутатами умеренно-либерального направления (октябристами) вызвало подозрения в его политической нелояльности, для чего не было никаких оснований, а попытки решить кадровые проблемы путем чисток высшего офицерства ставили под сомнение всю сложившуюся кадровую политику в такой чувствительной для царя сфере как императорская армия. Проанализированный материал убедительно показывает – основной кадровый принцип последнего царствования заключался не в подборе чиновников, исходя из их профессиональных качеств, а в абсолютной лояльности монарху, из чего следовало, что любые попытки правительственного чиновника руководить своей сферой, так как он считал нужным в интересах дела, а не так, как это понималось монархом, были обречены на провал.

 

12.50 – 13.50. Обед

13.50 – 14.50. Панель 7. Профессиональные кейсы.

Выступления:

Карначук Наталия Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языков Томского государственного университета (г. Томск). Английский книгоиздатель в елизаветинскую эпоху: печатник, торговец, редактор?  Границы профессии и личные убеждения Ричарда Джонса (1564-1602).

В Англии второй половины 16 века книгоиздательское дело принадлежало к числу относительно новых, но уже институционально оформленных занятий; в нем сложился саморегулирующийся и отчасти регулируемый сверху круг специалистов, сформировались критерии профессиональной и нравственной квалификации, определились рамки деловых и личных взаимоотношений внутри «цеха». Компания книгоиздателей, де-факто сложившаяся в первой половине 16 века, была узаконена королевой Марией Тюдор в 1557 г. и получила монопольное право на печатание, хранение и торговлю печатной продукцией.

Тесно связанная с полем публичных высказываний, обладающая потенциальной властью над умами, эта профессия, с одной стороны, отличалась высокой степенью риска, связанного с цензурными ограничениями, и требовала от книгоиздателей большой осмотрительности при подборе публикуемых текстов. С другой стороны, она провоцировала их задуматься о собственной роли в формировании общественного вкуса и мнения. И этой возможностью издатели широко пользовались при выборе материалов для печати, при компиляции текстов, при их прямом редактировании, таким образом, становясь не только печатниками и торговцами, но и редакторами своих изданий.

В то время, как большинство книгоиздателей елизаветинской эпохи старались приуменьшить свое редакторское влияние на публикации, другие – наиболее явственно, Ричард Джонс – его считали важной и достойной уважения частью своей работы. Свидетельства такого подхода обнаруживаются в написанных Джонсом предисловиях и посвящениях к публикуемым произведениям и, шире, в его работе над всеми элементами паратекста, включая визуальное оформление изданий. Редакторская работа Джонса прослеживается и в таком, на первый взгляд, шаблонным видом печатного текста, как площадная баллада: подбор тем, оформление, сроки издания указывают на это. Все долгие годы работы в Комапнии Джонс стремился к расширению границ своей профессии и повышению статуса издателя.

 

Кротова Мария Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета (г. Санкт-Петербург); Владимирски Ирэна, доктор истории, профессор Академического колледжа Ахва (Израиль). Размышления о профессионализме в мемуарах сибирского золотопромышленника Якова Фризера (1869–1932). 

Яков Давидович Фризер (1869–1932) был заметной фигурой в торгово-промышленном мире конца XIX–начала ХХ века. Он родился в еврейской семье ссыльнопоселенца в Баргузине. Получив только домашнее образование, он в 14 лет вступил в семейное дело и вскоре стал одним из самых богатых золотопромышленников Восточной Сибири. Воспоминания Фризера, написанные в середине 1920-х гг. в эмиграции в Харбине, позволяют проследить формирование его как предпринимателя, составить представление о индивидуальном опыте человека, «сделавшего себя». На страницах его мемуаров вопросам профессионализма и его составляющих отводится немало места, возможно потому, что сам Фризер считал себя дилетантом и самоучкой и писал мемуары в расчете на сына Михаила, предполагая, что его личный опыт будет полезен для него.

В основе взглядов Фризера лежала идеология Просвещения, воспринятая в Сибири через декабристов и политических ссыльных, с их широким мировоззрением и системой общечеловеческих ценностей. Отсюда усвоенная Яковом Фризером убежденность в необходимости образования и самообразования, одним из составляющих элементов которого было чтение книг. Кроме круга чтения значительное место в воспоминаниях отводится практическому опыту, непосредственному участию в процессе добычи золота, а также набору качеств, необходимых для золотопромышленника. В мемуарах Фризера также очерчен определенный круг людей, которых можно считать символическими лицами, значимыми ориентирами для него. Сам он считал главной движущей силой его жизни мечту, которая овладела им еще в детстве, сделала из него большого человека и профессионала.

Несомненно, что эго-документы несмотря на субъективизм, а, возможно, и благодаря ему, являются ценным источником для реконструкции внутреннего мира человека. Представляется продуктивным сравнить воспоминания Фризера с мемуарами других сибирских золотопромышленников, например, И.В. Кулаева, чтобы показать разные подходы к оценке своей деятельности, мотивов и результатов, пониманию профессионализма.

 

 

14.50 – 16.20. Панель 8. Иностранный язык и его преподавание в контексте профессиональной деятельности.

Выступления:

Сухарева  Наталия Павловна, кандидат филологических наук, учитель немецкого языка МАОУ "ЖГГ"(г. Череповец). Лингвокультурологическая составляющая профессиональной деятельности учителя немецкого языка (из опыта сотрудничества с  международной волонтерской службой в области культуры и образования «kulturweit»).

Наряду с многочисленными общепедагогическими и собственно лингвистическими компетенциями учителю иностранного (в данном случае немецкого языка) необходимо владеть умением осуществлять процесс воспитания обучающихся средствами иностранного языка с учетом социальных и национально-культурных контекстов. Речь идет об истории и культуре стран изучаемого языка, в частности о формировании целостной системы знаний об основных этапах исторического развития стран изучаемого языка, основных исторических событиях, исторических личностях, повлиявших на становление современного общества и национальной культуры стран изучаемого языка в контексте мировой культуры.

В МАОУ «Женская гуманитарная гимназия» системно и эффективно создаются условия для реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в области иностранных языков, чему способствует организация межкультурных контактов в рамках деятельности ресурсного центра, в рамках международных проектов, действующих в гимназии. Это создают эффективную учебную базу, плодотворную среду для реализации индивидуального потенциала учениц гимназии.

С 2015 года Женская гуманитарная гимназия включена в международную сеть школ «Партнерские школы будущего» PASCH-net. В эту сеть входят школы со всего мира, в которых практикуется углубленное изучение немецкого языка и учащиеся сдают экзамен на получение Немецкого языкового диплома DSD. В рамках деятельности PASCH - Службы педагогических обменов - волонтеры «kulturweit» (культура без границ) работают в школах-партнёрах и привносят в их деятельность, наряду с идеями о создании кружков и проведении спортивных и культурных мероприятий, прежде всего свои знания немецкого языка и информацию о Германии из первых рук. Являясь носителями немецкого языка, волонтёры помогают вести занятия по немецкому языку, выполнять домашние задания или же ведут кружки, в которых немецкий язык занимает центральное место.

Волонтёры работают главным образом в учреждениях внешней политики в области культуры и образования. К ним относятся: Германская служба академических обменов (ДААД), Германский археологический институт (ДАИ), Институт им. Гёте, Служба педагогических обменов, а также Центральное управление школ за рубежом. Возможна также деятельность в национальных комитетах ЮНЕСКО.  

 

Модестова Анита, преподаватель английского языка, психолог, бизнес-тренер; образование: ГАУГН - факультет психологии, специалитет; МПГУ - Институт психологии и иностранных языков, профессиональная переподготовка (г. Москва); Белякова Ольга Николаевна, преподаватель английского, переводчик, образование: СГА - бакалавр лингвистики; Литературный Институт им. А.М.Горького - профессиональная переподготовка; Cambridge CELTA - Certificate in Teaching English to Adult Speakers of Other Languages (г. Череповец). Профессиональное развитие преподавателя в формате взаимного обучения на примере проекта Teachers Teach Teachers.

В первой части выступления будет представлена суть проекта Teachers Teach Teachers, его главные принципы и особенности. Мы расскажем о том, как родилась идея проекта и почему был выбран формат взаимного обучения. Далее будут затронуты история существования проекта, его развитие, становление команды, влияние пандемии и изменения для каждого последующего набора участников. Первая часть выступления осветит опыт создателя и руководителя проекта.

Вторая часть выступления будет посвящена опыту участника проекта Teachers Teach Teachers. Мы расскажем о том, как участник узнал о существовании подобного проекта и почему принял решение присоединиться к нему. Далее будет затронута тема влияния участия в данном проекте на разные сферы профессиональной деятельности участника. Будут упомянуты следующие аспекты: языковые навыки, изучение методики и применение ее на практике, навыки работы онлайн, принадлежность к сообществу коллег, профессиональный и психологический рост.

В заключительной части выступления спикеры будут рассуждать о планах и возможностях развития проекта, аудитории, которой может быть полезен данный проект, и опыте применения формата взаимного обучения в других профессиональных областях.

 

Антонова Злата Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Череповецкого государственного университета (г. Череповец). Паспорт компетенций учителя иностранных языков.

В выступлении представлена попытка представить профессиограмму учителя с учетом особенностей, которыми должны отличаться учителя иностранного языка.

В основу профессиограммы учителя легли публикации Фролова Александра Георгиевича, изучавшего компетенции, необходимые для педагога более 10 лет (публикации по данному вопросу выходили с 2004 по 2018 года в соавторстве с Матушанской Г.У. и Цвенгер Ю.В.), а также опыт общения с базами практик и с работающими по специальности выпускниками нашей кафедры.

В любом случае администрация, родители учащихся, ученики предъявляют обоснованно высокие требования к учителям иностранного языка. Они должны много уметь, знать, быть грамотными в разных сферах филологии, лингвистики, педагогики, психологии, логики, ораторского искусства, достойно выглядеть и уметь общаться с детьми, родителями, коллегами, администрацией, творчески решать появляющиеся задачи, иметь устойчивую психику, способность работать в стрессовой ситуации и так далее и тому подобное.

Из компетенций для успешной работы учителя иностранных языков (и другие учителя в целом) должны обладать целым набором компетенций: общекультурной, идеологической, ценностной, надпрофессиональной (метапрофессиональной), организаторской, коммуникативной, лидерской, аналитической, проектировочной, общепрофессиональной, дидактической, психолого-педагогической, специальной (академической) компетенцией.

Кроме этого, от учителя требуется обладать целым радом профессионально-важных личностных качеств.

При этом часто на практике не выполняются требования, предъявляемые к рабочему месту учителя, к условиям его труда, по разным причинам не предоставляется вся возможная материальная помощь и поддержка, не оказывается моральной поддержки новым учителям в полной мере.

Происходит разрыв между требованиями, нагрузкой и оплатой труда. Часто это становится причиной отсутствия достаточного количества учителей иностранного языка в школах.

 

16.20 – 16.40 – Кофе-брейк.

16.40 – 18.40 – Панель 7. Профессиональные кейсы. Продолжение

Выступления:

Попова Марина Дмитриевна, аспирантка Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий специалист Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург). Германская лесная наука и профессиональная идентичность лесничих Российской империи.

Российское лесное хозяйство на протяжении «долгого XIX века» находилось под серьёзным влиянием трансфера германских научных лесоводственных идей. Документы лесного управления и профессиональная периодика свидетельствуют о том, что трансфер затрагивал самые разные сферы российского лесного хозяйства: законодатели опирались на зарубежные образцы лесного права; лесничие посещали леса и учебные заведения Германии в качестве учебных и ознакомительных командировок или даже личных поездок; редакторы официальных периодических изданий лесного управления охотно принимали к печати описания зарубежного лесного хозяйства и переводы текстов немецких лесничих; студенты лесных учебных заведений видели в своих аудиториях портреты известных немецких лесоводов, изучали разные методы ведения хозяйства названные в честь их авторов-немцев… Примеры трансфера германских лесохозяйственных идей можно продолжать очень долго, его значение сложно переоценить.

Российские лесничие на протяжении всей своей профессиональной деятельности (начиная с первого учебного дня) сталкивались с образом германского лесного хозяйства: изучали его, читали о нем, восхищались им, стремились копировать, критиковали и отвергали, и, наконец, сами конструировали этот образ.

В своем докладе я планирую подробно остановиться на представлениях о германском лесном хозяйстве, отразившихся в профессиональной литературе и в документах лесного управления Российской империи, и показать каким образом российские лесничие взаимодействовали с этим образом, как использовали для выстраивания собственного экспертного поля и конструирования профессиональной идентичности.

 

Динабург Светлана Роальдовна, старший преподаватель кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета (г. Пермь). "Невозможная" и "свободная" профессия: случай психотерапевтической практики.

Представляемый доклад отражает часть широкого междисциплинарного исследования, в котором профессия понимается, не только как дело, ремесло, требующее особой подготовки и опыта, или род занятий в исторически сложившейся системе разделения труда, но и как «субъектная (личностная) позиция» (лат. professio, от profiteer — объявляю своим делом). Хотя существуют типологии профессий по формализуемым признакам (такие, как Международная стандартная классификация профессий), предметом нашего внимания служат такие признаки профессии, которые позволяют лучше понять её «дух», глубинное содержание (и тогда говорить о профессионализме, соостоятельности в своей профессии). Этот поиск «духа» является одним из философских аспектов в этом исследовании. В качестве другого выступает анализ противоречий, проявляющих себя в теоретических спорах, социально-политических коллизиях или этических дилеммах.

Понятие «свободные профессии» является достаточно древним, и содержательно опирается на следующие критерии: высокий уровень компетентности, обусловленный длительной и часто индивидуализированной подготовкой, творческий характер труда и высокая независимость в принятии решений, некоммерческая деятельность в интересах клиента или общества,   личная ответственность за свои действия. В странах, где существуют многовековые традиции свободных профессий, этот институт находится в большей степени в сфере саморегулирования, нежели контроля государства. В России понятие «свободные профессии» практически не применяется, а его содержание нередко трактуется в смысле «фриланса», свободной занятости. В свою очередь, в свободных профессиях существуют свои более строгие градации (парадокс), для преосуществления свободы и неопределенности.

Понятие «невозможных профессий» ввел З.Фрейд для существующих поприщ (учитель/преподаватель, психоаналитик и др.), невозможных в том смысле, что знание и опыт здесь не передается обычным, технологизируемым путем – этим «профессиям» нельзя научить, их можно только пережить (и только тогда передавать дальше).

Доклад фокусируется на профессии психотерапевта как практическом примере свободной профессии. Рассматривается генезис этой профессии – от её «архаических» форм, через разработки мыслителей и практиков античности и Нового Времени – к современности. В XX веке развитие профессии происходило наиболее бурно, в самоопределении, размежевании и взаимном влиянии медицинской, психологической и философской ветвей, и за более чем вековой период современной формы можно проследить несколько значимых этапов и ценностных поворотов.

Сфера нашего исследования представлена на схеме для стимулирования возможных вопросов, поиска общих тем и точек соприкосновения.

 

 

Куликова Ольга Владиславовна, преподаватель ЧПОУ «Череповецкий торгово-экономический колледж» (г. Череповец). Художник как журналист и репортер.

С самого зарождения изобразительной деятельности человек творящий отражал окружающую себя действительность. Предмет изображения был объектом выражения художника, его субъективным, индивидуальным представлением. И если на заре человечества изображение носило на себе религиозно-мистические представления об окружающем мире, то с изменением цивилизационных процессов и появлению именно искусства, его характер изменился.

На протяжении нескольких тысячилетий искусство было книгой для безграмотных, оно в изображении раскрывало смысл написанного. Явче всего это проявилось в христианских храмовых изображениях.

Достаточно долгое время художники считались в первую очередь ремесленниками. Осознание обществом художественной деятельности, как творчества, наступило гораздо позднее.

С изобретением печатного станка и распространением книгопечатания появилась периодическая печать – журналы и газеты. До появления фотографии они иллюстрировались гравюрами. Сначала это была ксилография (гравюра на дереве), а с модернизацией издательского дела появилась сначала литография, а потом и фототипия. Только к 1930-м годам фотография окончательно победила литографию и ксилографию, очень трудоемкие техники.

Таким образом место современных фоторепортеров, а зачастую и журналистов занимали репортеры-художники, которые были сначала обычными иллюстраторами, хотя многие из них были очень большими мастерами живописи и графики. С изобретением телеграфа и ускорением жизни потребовались и художники, которые могли рисовать «на скорость».

Начиная с XVII века получает распространения иллюстрированный графический листки, которые покупали представители разных слоев общества и которые можно было оформить в рамку или просто приколоть к стене дома. Такие листки в основном носили остро социальный характер, в своих изображениях художник вскрывал проблемы общества или указывал на недостатки.

История знает больших художников с мировым именем, которые даже не подозревая стали репортерами и журналистами с места событий. Такими разными и в тоже время схожими были художники английский XVIII в. Уильям Хогарт и русский XIX – начала ХХ вв. Василий Верещагин.

 

Новиков Алексей Евгеньевич. Кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры социальных коммуникаций и медиа Череповецкого государственного университета (г. Череповец). О специфике профессии режиссера в контексте современных реалий.

Работа по подготовке выпускников направления «Режиссура театрализованных представлений и праздников (профиль: театрализованные представления и праздники») вызывает необходимость определиться с вопросом о модели выпускника, о ее соответствии профессии режиссера.

Основанием для этого служит и определенный личный опыт, и размышления на эту тему и пример деятельности выдающихся представителей данной профессии (К.С. Станиславского, Г.А. Товстоногова, Е.Гротовского, П.Брука, А.Тарковского и многих других), и непосредственная деятельность по подготовке выпускников данного профиля на протяжении нескольких лет.

Говоря о профессии режиссера, необходимо отметить общественную значимость театра, театрализованных праздничных представлений и, соответственно, фигуры режиссера как организатора соответствующих действ, которая выявляется на протяжении всей истории развития различных театрализованных и праздничных форм (вспомним, например, что в Афинах для посещения бедными гражданами театрализованных представлений и праздничных мероприятий выделялись специальные средства – теорикон, вспомним знаменитого кардинала Ришелье, который фактически инспирировал выступление французских академиков против идеологически неправильной (но имевшей шумный успех) пьесы П.Корнеля «Сид», вспомним, какое внимание уделяли и уделяют театру и праздничным действам правители всех стран и народов…) Все это определеяет, на наш взгляд, роль режиссера как конструктора общественного сознания, как модератора идей, воплощаемых на театральных подмостках и влияющих на формирования общественное сознания.

В связи с этим, когда мы говорим о специфике профессии режиссера (и модели выпускника соответствующего направления подготовки), то должны четко понимать, что, помимо сугубо профессиональных навыков (актерской игры, умения грамотно выстроить праздничное действо, организовать сценическое пространство и т.д.), ее представитель должен обладать еще и значительным интеллектуальным потенциалом, способностью видеть и глубоко понимать происходящие в обществе процессы, иметь определенную общественную позицию… К сожалению, по разным причинам все это отличает лишь немногих, получивших соответствующие дипломы, что и является, на наш взгляд, одной из главных проблем в подготовке выпускников данного направления…

 

18.40 – Подведение итогов семинара.

 

 

2 июля 2022 г. Field Studies

Экскурсионный тур в Кирилло-Белозерский музей-заповедник (с посещением Ферапонтово)